Скрытая в Священной долине Перу, на высоте 2792 метра над уровнем моря, возвышается Ольянтайтамбо – величественное напоминание об изобретательности, могуществе и стойкости цивилизации инков. Знаменитая своей потрясающей архитектурой, стратегическим значением и увлекательной историей, эта крепость предлагает уникальный взгляд на жизнь и культуру исчезнувшей цивилизации. От тщательно продуманных террас до роли неприступного оплота во время испанского завоевания, Ольянтайтамбо остается яркой нитью, связывающей нас с ушедшей эпохой. И хотя инки в конечном итоге потерпели поражение от конкистадоров, Ольянтайтамбо стоит как символ их отчаянного сопротивления колонизаторам.
Содержание
Эпохи Ольянтайтамбо: до прихода инков
Задолго до того, как инки завоевали эти земли, регион Ольянтайтамбо был заселен множеством различных культур. Ярче всех здесь проявили себя представители культуры киллке. Археологические находки свидетельствуют о том, что первые жители поселились в Священной долине примерно в 900-1200 годах нашей эры.
Киллке славились своим мастерством в земледелии, гончарном деле и строительстве мегалитических сооружений, которые инки позже использовали в качестве основы для своих собственных творений. киллке обрабатывали плодородные земли долины, выращивая кукурузу, картофель и другие культуры.
Стратегически важное расположение Ольянтайтамбо на стыке трех долин, в самом сердце важных торговых путей, сделало его крупным поселением задолго до прихода инков. Именно киллке построили первые террасы и ирригационные системы, заложив основу для обширной сельскохозяйственной инфраструктуры, которая впоследствии будет расширена инками.
Следы киллке и других доинкских культур можно найти в ранних строительных технологиях и остатках керамики, разбросанных по всей территории. Эти первые поселенцы обладали передовыми знаниями в области сельского хозяйства и гидрологии, о чем свидетельствуют руины каналов и террас, предшествовавшие инкским постройкам.
Примерно в VII веке нашей эры регион был завоеван грозной империей Вари, которая начиная с VI века расширяла свои границы из перуанского бассейна Аякучо. Вари с их мощной армией, сложной социальной структурой и градостроительством, быстро распространились по Перу, поглощая такие поселения, как Ольянтайтамбо. Именно Вари возвели многие из грандиозных сельскохозяйственных террас в регионе.
Однако влияние Вари было недолгим. Вскоре после завоевания Ольянтайтамбо империя пришла в упадок, что привело к образованию вакуума власти. На обломках некогда могущественной империи возникли многочисленные региональные образования, боровшиеся за власть. Одним из них было королевство Куско, которому суждено было стать известным как Империя Инков…
По мере расширения Империи Инков, они ассимилировали киллке и другие местные культуры, интегрируя их знания и инфраструктуру в свою государственную систему. Этот сплав изобретательности киллке и амбиций инков создал условия для превращения Ольянтайтамбо в ключевой административный, военный и религиозный центр инкской империи.
Завоевание и развитие Ольянтайтамбо инками
Хотя возвышение Империи Инков началось в XIII веке, преображение Ольянтайтамбо началось лишь во время правления императора Пачакутека в середине XV века. Пачакутек, один из самых влиятельных правителей инков, значительно расширил границы империи. Именно он превратил Ольянтайтамбо в свою резиденцию. Оценив стратегическое расположение и сельскохозяйственный потенциал этих мест, Пачакутек инициировал грандиозный строительный проект, который полностью преобразил город.
Для инков Ольянтайтамбо должен был стать не только церемониальным центром, но и неприступной крепостью. Они расширили и усовершенствовали сельскохозяйственные террасы, созданные предыдущими культурами. Эти террасы, известные как “анденес”, не только максимизировали площадь пахотных земель, но и предотвращали эрозию почвы и обеспечивали эффективный водосбор, демонстрируя глубокие знания инков в агрономии и инженерии.
Однако у “анденес” была и другая функция. Стратегически важное расположение Ольянтайтамбо, а также его богатство как императорской резиденции, требовали надежной защиты. Инкские строители превратили террасы в естественные оборонительные сооружения, фактически превратив все поселение в неприступный форт.
Важной частью этого проекта стало создание сложной системы водоснабжения. Бани, акведуки и искусственные каналы, пронизывающие город, обеспечивали фермы и жителей чистой водой. Удивительно, но значительная часть этой системы функционирует до сих пор.
Инкские мастера градостроительства продумали каждую деталь. Ольянтайтамбо был разделен на “канча” – кварталы, каждый из которых состоял из нескольких домов, расположенных вокруг центрального двора. Такая планировка позволяла эффективно распределять воду с помощью упомянутой системы, которая направляла воду из горных ручьев и рек.
Одно из самых впечатляющих сооружений Ольянтайтамбо этого периода – Храм Солнца, возвышающийся на вершине Храмового холма. Этот холм, к которому ведет целая серия лестниц, условно разделен на три части: Среднюю, Храмовую и Погребальную. Незавершенный храм сложен из массивных каменных блоков, некоторые из которых весят несколько тонн, тщательно подогнанных друг к другу без использования раствора. Точность кладки, с ее замысловатыми формами и минимальными зазорами, свидетельствует о непревзойденном мастерстве инкских строителей.
Почему храм так и не был завершен, остается загадкой. Некоторые блоки выглядят так, словно их сняли с уже готового сооружения, что наводит на мысль о грандиозной реконструкции, прерванной по неизвестным причинам. Историки предполагают, что работы могли быть остановлены из-за начала войны между Уаскаром и Атауальпой или же из-за вторжения испанских конкистадоров. Существует также версия, что значительная часть храма была построена другой древней культурой – Тиуанако.
Во время своего пребывания в Ольянтайтамбо инки также построили несколько внушительных складов, известных как “кулькас”, расположенных на окружающих город холмах. Прохладные ветры и низкие температуры на этой высоте помогали хранить продукты свежими. Впечатляет то, что в этих хранилищах были предусмотрены системы вентиляции. Считается, что здесь хранились продукты, выращенные на террасах, готовые к отправке по всей империи.
Ольянтайтамбо был также важным административным центром, контролирующим Священную долину. Инкские дороги соединяли город с другими важными пунктами, такими как Мачу-Пикчу на западе и Писак на востоке. Для защиты города инки использовали не только террасы, образующие естественные барьеры. Незадолго до нападения конкистадоров они также изменили русло реки Урубамбы, заставив ее пересекать долину то в одну, то в другую сторону, создав еще две линии обороны.
Для инков Ольянтайтамбо имел важное религиозное, сельскохозяйственное и административное значение. С приходом конкистадоров и падением Куско его роль только возросла. Расположенный на стыке трех долин, он стал естественной крепостью и идеальным местом для последнего рубежа обороны.
Война с конкистадорами, сопротивление и падение Ольянтайтамбо
Появление испанских конкистадоров принесло радикальные перемены в жизнь Ольянтайтамбо. После падения столицы инков, Куско, в 1533 году, остатки инкской армии под предводительством Манко Инки Юпанки укрылись в Ольянтайтамбо. Здесь они сосредоточили все свои силы на том, чтобы превратить город в неприступную крепость, способную остановить продвижение испанцев.
В 1536 году произошло одно из самых знаменательных сражений. Манко Инка предпринял контрнаступление на испанцев из Ольянтайтамбо, что привело к битве при Ольянтайтамбо в 1537 году. Войска Манко максимально использовали выгодное стратегическое положение, рельеф и инфраструктуру Ольянтайтамбо. Они затопили окрестные равнины, изменив русло реки Патаканча, что значительно осложнило действия испанской кавалерии.
Высокие террасы и крепостные стены служили надежной защитой, позволяя воинам-инкам отражать атаки испанцев. Пока испанцы пытались преодолеть реку и взять штурмом террасы, инки обрушивали на них град стрел и камней из пращей.
Во время контратаки инки применяли трофейное оружие, в том числе испанские мечи и доспехи. Согласно некоторым свидетельствам, им даже удалось захватить боевого коня, на котором сам Манко бросался в бой.
Испанские войска под командованием Эрнандо Писарро были вынуждены бежать. Ночью они в панике отступили к Куско, преследуемые воинами Манко.
К сожалению, эта победа оказалась недолгой. Успех вскружил Манко голову, и он решил атаковать сам Куско. Испанцы узнали о сосредоточении войск инков у города и совершили разрушительный ночной набег, нанеся инкам тяжелые потери. Затем испанцы перегруппировались, получили подкрепление из Чили и снова перешли в наступление.
Понимая уязвимость Ольянтайтамбо, Манко Инка и его сторонники в конце концов отступили в глубину джунглей, в крепость Вилькабамбу, продолжая сопротивление оттуда. Испанцы же захватили Ольянтайтамбо, включив его в свои растущие колониальные владения.
Манко Инка основал в Вилькабамбе новое инкское государство. Пережив бесчисленные партизанские сражения с конкистадорами, он был предательски убит в 1544 году в Виткосе сторонниками испанского лидера Диего де Альмагро, которого он когда-то приютил у себя. Сопротивление инков продолжалось вплоть до захвата и казни их последнего императора, Тупака Амару, в 1572 году.
Ольянтайтамбо после завоевания: перемены и сохранение
Испанское завоевание привело к значительным изменениям в Ольянтайтамбо. Испанцы не медлили с насаждением своей культуры, религии и административной системы, что глубоко повлияло на структуру и функции города.
Несмотря на разрушения и перестройку инкских зданий, город сохранил значительную часть своей первоначальной архитектурной целостности. Одним из наиболее очевидных изменений стало строительство новых религиозных сооружений. Испанцы возвели несколько церквей и часовен на месте или рядом с важными инкскими постройками, символизируя насаждение христианства и подавление местных верований. В частности, на главной площади была построена церковь, которая стала центром религиозной жизни колониального периода.
Была введена и новая административная система. Были учреждены энкомьенды, которые давали испанским колонистам контроль над местным населением и ресурсами. Это разрушило традиционные инкские сельскохозяйственные практики и социальные структуры, что привело к упадку местной экономики и изменениям в использовании земель. Однако жизнестойкость коренного населения обеспечила сохранение многих инкских сельскохозяйственных техник и культур.
Несмотря на эти насильственные изменения, инкские террасы и ирригационные системы уцелели благодаря своей прочности. Они стали незаменимыми для испанцев, которые полагались на них для обеспечения сельскохозяйственной продуктивности. Террасы продолжали использоваться для земледелия, а сложные системы водоснабжения поддерживались в рабочем состоянии для поддержки новой колониальной сельскохозяйственной экономики.
Стратегически важное расположение Ольянтайтамбо не утратило своего значения. На протяжении всего колониального периода он служил перевалочным пунктом на пути между Куско и Вилькабамбой, где последний оплот инков просуществовал до 1572 года. Инфраструктура города облегчала передвижение товаров и людей, способствуя его экономическому развитию.
В культурном плане испанское завоевание привнесло новые художественные и архитектурные стили, которые смешались с местными традициями, создав уникальную культуру метисов. Фестивали и религиозные церемонии включали в себя элементы как испанских, так и инкских традиций, отражая сложный культурный синтез.
Заключение
Ольянтайтамбо является замечательным примером изобретательности и жизнестойкости цивилизации инков. Его многогранное значение как сельскохозяйственного центра, военной крепости, религиозного святилища и административного узла подчеркивает важнейшую роль, которую он играл в Империи Инков.
Передовые инженерные и архитектурные достижения этого места в сочетании с его стратегическим расположением свидетельствуют о высоком уровне развития инкской цивилизации. Несмотря на все потрясения, принесенные испанским завоеванием, неувядающее наследие Ольянтайтамбо дает нам неоценимую возможность заглянуть в жизнь и культуру этого великого народа. Сегодня город остается важнейшим звеном, связывающим нас с богатейшим культурным наследием Перу, и обязательным пунктом в маршруте всех, кто стремится открыть для себя древние чудеса мира инков.
Читайте также: Могли ли древние инки размягчать камень?