Историкам удалось составить четкое представление о том, как среднестатистический римский гражданин проводил свое свободное время.
Существует, условно говоря, два типа историков: те, кто смотрит на прошлое масштабно, фиксируя войны, эпидемии и спады, и те, кто смотрит на прошлое вблизи, изучая жизнь и быт простых людей. Макроисторики помогают нам понять события, которые привели к сегодняшнему дню, а микроисторики пытаются показать, как на самом деле выглядела жизнь в те ушедшие времена.
Если говорить об истории Древнего Рима, то все мы знаем, что Юлий Цезарь перешел Рубикон и объявил себя диктатором. Точно так же многие из нас узнали, что император Константин сделал христианство основной религией Римской империи после того, как во время неудачной битвы увидел в небе светящийся крест.
С другой стороны, почти никто не знает, что ел на завтрак среднестатистический римский гражданин, когда его ждали на работе и как он проводил часы досуга. А жаль, ведь микроисторики смогли составить поразительно четкую картину того, как древние римляне проводили свой день.
Содержание
Для нас их рассказы – это окно в прошлое. Они относятся к Риму не как к мистифицированному фону большой истории, а как к живой, дышащей реальности – сложной городской среде, которую миллионы жителей когда-то называли своим домом, с ее неблагополучными кварталами, пробками (да!), ежегодными праздниками и многими другими вещами, о которых мы редко задумываемся.
Утро в Древнем Риме
В своей книге “Повседневная жизнь Древнего Рима”, вышедшей в 1936 г., историк Жером Каркопино описывает распорядок дня, определявший быт горожан в период правления династии Нерва-Антонинов – это важное уточнение не только потому, что обычаи в древности менялись так же быстро, как и сегодня, но и потому, что жизнь горожанина сильно отличалась от жизни крестьянина. Если один был окружен торговлей и культурой, то другой оставался привязан к земле, которую обрабатывал без прибыли и передышки.
По словам Каркопино, горожане Древнего Рима начинали свой день до восхода Солнца. Одни – потому что надо было идти на работу, другие – потому что шум улиц не позволял им больше спать. “Смех проходящей толпы, – писал поэт Марциал в одной из эпиграмм, – будит меня, и Рим у ложа моего… Утром школьные учителя не дают жить; перед рассветом – пекари, а весь день – молоты медников”.
Живя в эпоху до появления электрического света, все римские граждане стремились максимально использовать свой световой день и закончить все дела до заката. Поэтому неудивительно, что утром они не тратили времени на раскачку. Завтрак состоял, как правило, из стакана воды, а умывание откладывалось на вторую половину дня, когда можно было посетить местные бани.
Поездка на работу могла стать отдельным приключением, в зависимости от того, как далеко нужно было ехать. Быстрое развитие Древнего Рима и частые пожары превратили планировку города в запутанный лабиринт улиц и обочин, многие из которых были вымощены. Чтобы облегчить движение, приезжие путешественники были вынуждены парковать свои повозки у городских ворот и дальше идти пешком. По указу Цезаря, на улицах разрешалось передвигаться только повозкам строительных подрядчиков.
Послеобеденные занятия
Для большинства римлян рабочий день начинался с рассветом и заканчивался около полудня. Вся вторая половина дня отводилась на отдых. В Древнем Риме была неплохо развита индустрия досуга, поэтому граждане могли развлекаться разнообразными способами. Можно было сходить на спектакль в театр или посмотреть скачки в Цирке Максимус. Конечно же, был еще и Колизей.
Колизей предлагал интересную программу. Помимо знаменитых гладиаторских поединков, зрители могли увидеть, как опытные охотники убивают экзотических животных, привезенных со всех концов Империи. В редких случаях пол Колизея затапливался и заполнялся муляжами затонувших кораблей, чтобы бойцы могли повторить исторические морские сражения. Проголодавшимся зрителям в киосках были доступны различные закуски – от миндаля и айвы до слив и гранатов.
“В дни, когда зрелищ и представлений не было, – продолжает Каркопино, – римляне заполняли время до ужина прогулками, азартными играми, физическими упражнениями или купанием в термах”. Термы, или общественные бани, являлись неотъемлемой частью римского общества. Город начал строить их с III века до н.э., и ко времени Плиния Старшего их насчитывалось тысячи.
Дети посещали бани бесплатно, а взрослые платили около полуцента, что, по словам Каркопино, является микроскопической суммой. “Главной особенностью этих терм были все виды ванн, которые только могла придумать изобретательность, – горячие ванны, холодные ванны, ванны с горячим воздухом, бассейны. Большинство терм включали в себя закрытые сады, прогулочные зоны и места для занятий спортом. Римляне занимались несколькими видами спорта, в том числе теннисом, в который играли не ракеткой, а ладонью, и игрой в мяч под названием harpastum, которая в какой-то степени похожа на регби (ну, или на американский футбол).
Вода поступала в город по акведукам и нагревалась с помощью комплекса печей, спрятанных в стенах или под полом. Это были грандиозные инженерные сооружения и уютные декорации для общественных собраний. При таком разнообразии развлечений римские граждане нередко проводили в банях по несколько часов.
Ужин в Древнем Риме
Бани закрывались на закате, но большинство посетителей уходило намного раньше, чтобы успеть поесть. Ужин был самым важным приемом пищи в день римлянина, поскольку завтрак состоял из воды, а обед – из хлеба с сыром и холодными закусками. Патриции могли ужинать от одного до четырех часов. Пышные же банкеты императоров, как известно, продолжались до полуночи, а иногда и до раннего утра.
Если человек был зажиточным, ужин подавался в столовой. В Древнем Риме в столовых стояли не столы и стулья, а раскладывающиеся кушетки. Диваны располагались вокруг квадратных столов, на которые выкладывались блюда. Римляне умели противостоять силе тяжести и ели, лежа на боку, опираясь на одну руку, а другой принимая пищу.
Горожане часто приглашали гостей. При этом ножи и ложки использовались для приготовления и подачи пищи, а не для еды. Римляне делали это преимущественно руками. Как следствие этого обычая, пища обычно подавалась в виде кусочков. Кроме того, по этикету римлянин должен был мыть руки до и после еды, а желательно и между блюдами.
Респектабельный ужин состоял не менее чем из семи блюд: закуски, трех блюд, двух жарких и одного десерта. В первоисточниках, на которые ссылается Каркопино, упоминаются такие блюда, как дормис (вид грызунов, известных как “съедобная соня”), обвалянный в меду и маковых зернах, и молочный поросенок, фаршированный финиками. Самым большим деликатесом была барабулька – рыба, которую так трудно поймать, что ее подача к столу иногда могла привести хозяина к банкротству.
Во время обеда и ужина римляне пили различные вина. Среди них были медовое вино и вино, смешанное с сосновой смолой. Последний сорт разбавляли, наливая его в чашу для смешивания через ситечко с воронкой, а “тот, кто пил эти тяжелые вина в чистом виде, считался ненормальным и порочным, заслуживающим презрения”.
Ночной Рим
В то время как патриции прославились своей экстравагантностью, плебеи ценили скромность. На стенах одного из помпейских домов были начертаны изречения, в которых прописывался этикет приема пищи:
“Избавь жену ближнего твоего от похотливых взглядов и льстивых подначек, и пусть скромность живет в устах твоих… Будь приветлив и воздержись от гнусных ссор, если можешь. Если же нет, то пусть шаги твои приведут тебя обратно в твой собственный дом”.
Однако этот путь домой отнюдь не был неспешной прогулкой, особенно если банкет продолжался до самого вечера. “Обычно, – пишет Каркопино, – ночь опускалась на город, как тень великой опасности… каждый торопился в свой дом, закрывался в нем и баррикадировал вход. Магазины умолкали, за створками дверей натягивались предохранительные цепи; ставни квартир закрывались, горшки с цветами снимались с украшавших их окон”.
Богатые римляне, попрощавшись с любезными хозяевами, расходились по домам в сопровождении свиты рабов с факелами. Другим приходилось искать дорогу в темноте, так как на улице не было даже масляных ламп, освещающих путь. Большинство плебеев полагалось на помощь городской стражи. Хотя стражники патрулировали город от заката до рассвета, Древний Рим был слишком велик, чтобы контролировать его целиком.
Один день из жизни Древнего Рима
Повседневная жизнь древних римлян заметно отличалась от жизни современных европейцев и даже итальянцев. Термы давно перестали быть основой западной цивилизации, а пышные званые обеды хотя и случаются, но являются скорее исключением, чем нормой. В то же время мы не можем не видеть в этой давно ушедшей цивилизации частичку себя – от суеты, присущей жизни в большом городе, до многочисленных социальных институтов, призванных поддерживать нормальную жизнь и формировать чувство общности.
Читайте также: Чем пахли богатые римляне?