Не получится рассказать о европейской истории, не затронув историю христианства. Культура, ценности и политические институты Европы формировались под бдительным оком церкви. И, по словам богослова Филипа Алмонда, “христианская история не может быть рассказана без дьявола”. А это значит, что нельзя рассказывать историю западной мысли, не говоря о дьяволе.
Называете ли вы его Люцифером, Сатаной, Вельзевулом, Князем тьмы или Повелителем мух, Дьявол – центральная фигура в интеллектуальной истории. Он появляется в классической литературе и популярной культуре и в честь него написана не одна песня. Но у Дьявола сложная и запутанная биография.
Содержание
Битва добра и зла
Если вы читаете Ветхий Завет в поисках красочных сражений между армией демонов Сатаны и архангелами Господа, вас ждет жестокое разочарование. Дьявол, как ни странно, отсутствует в еврейской Библии. А там, где он появляется, Сатана более или менее находится в подчинении у Бога. Например, в Книге Иова Сатана исполняет роль искусителя, но по конкретному указанию Бога. На иврите слово “сатана” не является собственным существительным, изображающим конкретно одно, рогатое, воплощение зла. Скорее, еврейское слово “сатана” (שטן) означает противник или соперник. Это был своего рода титул.
Все начинает меняться в сборнике, известном как Книга Наблюдателей. Здесь еврейская традиция соперничает с Голливудом по части небесных зрелищ. В этой книге группа ангелов, известных как “наблюдатели”, восстает против Бога и спускается на землю, чтобы сражаться, питаться и блудить. Главный наблюдатель, ангел по имени Асаил, учит людей изготовлению оружия и украшений (что, возможно, не равнозначно). Затем он с демоническим ликованием наблюдает за тем, как человечество разрывает себя на куски.
В конце концов, Бог решает вмешаться и посылает тяжелую артиллерию: архангелов. Сначала Сариэль предупреждает Ноя о потопе, который сотрет все с лица земли. Затем Рафаил сражается с Асаэлем, избивает его и заключает в тюрьму. Наконец, Михаил и Гавриил – предводители небесного воинства – побеждают самих наблюдателей (и их чудовищных детей-гигантов нефилимов) и заставляют их навсегда поселиться под землей. Это первый случай в иудео-христианской мысли, когда мы получаем представление о демонах, живущих в чем-то, что очень похоже на ад.
Новый Завет, новый Сатана
В Евангелиях Люцифер превращается из эпизодического персонажа в главного. В течение 40 дней и ночей Иисус соблюдает ритуальный пост, в конце которого Сатана решает появиться. В зеркальном отражении грехопадения Адама и Евы Иисус противостоит всем искушениям дьявола и выходит из поединка в пустыне со святой победой на своем пути.
![Очень краткая биография дьявола 2 дьявол](https://i0.wp.com/etm-club.site/wp-content/uploads/2023/06/dyavol-02.jpg?resize=837%2C837&ssl=1)
На протяжении всего Нового Завета на дьявола возлагается все больше и больше ответственности за зло, творящееся в мире. Для некоторых богословов дьявол становится синонимом зла. Появляется история, в которой рассказывается, как все было хорошо в мире пока дьявол не принес зло в бытие и в сердца людей. Все вокруг превращается в поле битвы между силами добра и зла, Богом и Дьяволом.
Однако любой, кто хочет понять христианское богословие, должен быть осторожен. Христианство не является дуалистической религией; оно не делит мир на полярные противоположности – добро и зло, душу и тело, рай и ад. На самом деле, ранние отцы Церкви очень старались избежать именно такой трактовки. Это объясняется тем, что в то время, когда христианство распространялось и боролось за новообращенных, конкурирующая религия, манихейство, как раз придерживалась дуализма.
Как сказал историк религии Джеффри Бартон Рассел, “большинство христианских мыслителей считали, что дьявол – это не независимый принцип, а падший ангел, который использовал свою свободную волю, чтобы отвергнуть Бога”. Перед такими людьми, как Августин и Ириней, стояла сложная задача представить историю добра и зла, не сводя все к черно-белому – это означало, что Люцифер должен был хотя бы немного находиться в орбите Бога и быть частью божественного плана.
Человек богатства и вкуса
Проблема, однако, в том, что теологические тонкости плохо продаются. Книгоиздатели и руководители Голливуда никогда не были особо озабочены установлением значимого различия между ортодоксальной христианской догмой и гностическими соперниками. Поэтому мы видим битвы с пылающими мечами и визжащими монстрами. У нас есть бьющиеся крылья и чешуйчатые хвосты, ослепительные нимбы и козлиные рога. Короче говоря, у нас дуализм.
Сатана на протяжении всей истории олицетворяет все, что не так в мире. “Дьявол делает работу для праздных рук”, и это “работа самого дьявола”, когда мы делаем что-то трудное. Дьявол – это зло. Вот почему Сатана так часто изображается в языческой иконографии: его почти всегда делают похожим на богов соперничающих религий. Это элементарная пропаганда – изображать своего врага как воплощение самого зла.
Сегодняшний день ничем не отличается. В популярной культуре Сатана олицетворяет пороки нашего времени: насилие, похоть и жадность. Люцифер – это человек с быстрой дорогой машиной и роскошным особняком.
В своей основе история Сатаны – это отражение борьбы человечества с понятиями добра и зла. Это проекция наших самых темных страхов и самых сокровенных вопросов. Хотя образ и роль Сатаны менялись с течением времени, его присутствие всегда будет ощущаться из потаенных уголков нашей морали.
Читайте также: Дьяволы, демоны и опасные существа из Pseudomonarchia Daemonum