Новый взгляд на сознание может помочь нам понять самих себя

Ученые уже давно пытаются понять человеческое сознание – субъективный “материал” мыслей и ощущений внутри нашего разума. Раньше существовало предположение, что сознание создается нашим мозгом, и чтобы понять его, нам просто нужно выяснить, как работает мозг.

Но это предположение вызывает вопросы. Помимо того факта, что десятилетия исследований и теоретизирования не пролили сколько-нибудь значительного света на эту проблему, существуют некоторые странные несоответствия между сознанием и активностью мозга.

Например, как указал нейробиолог Джулио Тонони, клетки мозга в определенных состояниях бессознательного (например, в глубоком сне) активны почти так же, как и в бодрствующем сознательном состоянии. В некоторых частях мозга вы можете идентифицировать нейроны, связанные с сознательным опытом, в то время как другие нейроны, похоже, вообще не влияют на это. Бывают также случаи очень низкого уровня мозговой активности (например, во время некоторых предсмертных переживаний и ком), а сознание может не только продолжаться, но даже становиться более интенсивным.

Если бы вы держали в руке человеческий мозг, вы бы обнаружили, что это влажный комок серого вещества, немного похожий на замазку, весом около 1,3 кг. Как это возможно, что этот серый мокрый материал может дать начало богатству и глубине вашего сознательного опыта? Это знаменитая так называемая “трудная проблема” сознания.

В результате многие выдающиеся философы (такие как Дэвид Чалмерс и Томас Нагель) и ученые, такие как Кристоф Кох и Тонони, отвергли идею о том, что сознание непосредственно создается какими-то процессами нашего мозга. Они обратились к альтернативной точке зрения, согласно которой на самом деле сознание –  это фундаментальное качество Вселенной.

Может показаться надуманным, но вспомните о других “фундаментальных принципах” Вселенной, которые теперь мы принимаем как должное, таких как гравитация и масса. Сознание могло бы иметь такой же статус.

Основные объяснения

Одна из причин, по которой можно поддержать этот подход, заключается в том, что идея сознания как фундаментального качества Вселенной предлагает элегантные решения многих проблем, которые трудно объяснить с помощью стандартной научной модели.

Во-первых, оно может объяснить отношения между мозгом и сознанием. Мозг не производит сознание, а действует как своего рода приемник, который “улавливает” фундаментальное сознание, окружающее нас, и “передает” его в наше собственное существо.

Поскольку человеческий мозг настолько тонок и сложен, он способен принимать и передавать сознание очень интенсивным и сложным образом, так что мы (вероятно) более сознательны, чем большинство других животных.

Один из аргументов в пользу предположения, что все-таки сам мозг производит сознание, состоит в том, что если мозг поврежден, то сознание нарушается или изменяется. Однако это не отменяет идею о том, что мозг может быть приемником и передатчиком сознания. Радиоприемник тоже не воспроизводит музыку, если он поврежден и его способность передавать музыку нарушена.

Также можно объяснить загадку альтруизма. Если, как считают многие ученые, люди – это просто генетические машины, озабоченные только выживанием и размножением наших генов, тогда альтруизм очень трудно объяснить.

сознание

Но для нас имеет смысл проявлять альтруизм по отношению к людям, которые близки нам генетически, особенно к родственникам. И в меньшей степени к незнакомцам или представителям других видов. В последних случаях, с традиционной точки зрения, для нас должна быть какая-то польза от такого поступка, даже если мы не осознаем этого.

Возможно, доброта заставляет нас чувствовать себя хорошо. Она производит впечатление на других или побуждает людей быть добрыми к нам в ответ.

Но эти предположения не способны объяснить весь диапазон и глубину человеческого альтруизма. Если мы в корне эгоистичны, то почему мы должны рисковать своей жизнью ради других? Альтруизм часто бывает мгновенным и спонтанным, особенно в кризисных ситуациях, как если бы он был глубоко инстинктивным.

А вот с “духовной” точки зрения (которая рассматривает сознание как фундаментальную основу) альтруизм легко объяснить. Это связано с сочувствием.

Общее человеческое фундаментальное сознание означает, что мы можем ощущать страдания других и отвечать альтруистическими действиями. Поскольку мы разделяем фундаментальное сознание с другими видами, мы можем испытывать сочувствие к ним и вести себя альтруистично по отношению к ним.

Есть такое понятие “переживания пробуждения”. Это когда человеческое осознание усиливается и расширяется, и мы испытываем чувство единства с другими людьми, природой или всего мира в целом.

Имеет смысл рассматривать переживания пробуждения как встречи с фундаментальным сознанием, в которых мы ощущаем его присутствие во всем, что нас окружает, включая самих себя. Мы испытываем чувство единства, потому что единство – это фундаментальная реальность вещей.

Традиционная наука также изо всех сил пытается объяснить мощное воздействие мысленного намерения и веры на наше физическое состояние (о чем свидетельствует эффект плацебо и обезболивающее действие гипноза). Если сознание – всего лишь побочный продукт материи (мозга), то оно не должно иметь возможность так сильно влиять на форму и функционирование нашего тела.

Это все равно что сказать, что изображения на экране компьютера могут изменить программное или аппаратное обеспечение внутри самого компьютера. Но эти эффекты легко понятны, если мы предположим, что разум является более фундаментальным, чем материя тела, более тонким и полным выражением фундаментального сознания. Поэтому оно и способно изменять функционирование тела.

Идея сознания как фундаментального качества Вселенной имеет большой вес. Возможно, лучший способ понять мир – это не только наука или духовность, а подход, сочетающий и то и другое.

Читайте также: Ваше сознание будет жить после смерти

Поделиться

Добавить комментарий