24 августа 79 года нашей эры произошло извержение вулкана Везувий. В воздух на высоту до 32 километров было выброшено более 12 кубических километров пепла и горных пород. Эта лавина обрушилась на землю, похоронив под собой древние города Помпеи и Геркуланум. Большинство современных источников сходятся во мнении, что на этом история заканчивается: оба города были стерты с лица земли, а их жители навеки застыли во времени. Лишь спустя века, после повторного открытия городов и начала полномасштабных раскопок в 1740-х годах, история Помпеев и Геркуланума возродилась.
Содержание
Однако недавние исследования изменили представление о трагедии. История извержения Везувия — это уже не только история уничтожения. Теперь она включает в себя судьбы тех, кто пережил извержение и начал жизнь заново. Поиск выживших и изучение их историй стали лейтмотивом моих археологических исследований последнего десятилетия. Я пытаюсь выяснить, кому удалось избежать гибели в тот роковой день.
Путь к спасению
Помпеи и Геркуланум были двумя богатыми городами на побережье Италии, к югу от Неаполя. Помпеи с населением около 30 000 человек были процветающим городом с развитой промышленностью, политической и финансовой системами. Геркуланум, где проживало около 5 000 человек, славился своим рыболовным флотом и многочисленными мастерскими по обработке мрамора. Благосостояние обоих городов основывалось на обслуживании роскошных вилл богатых римлян, разбросанных по окрестностям.
В массовой культуре извержение Везувия обычно изображают как апокалиптическое событие, не оставившее шанса на спасение: в эпизодах сериалов «Доктор Кто» и «Локи» все жители Помпеев и Геркуланума погибают. Но доказательства того, что спасение было возможно, всегда лежали на поверхности. Само извержение продолжалось более 18 часов. Найденные в обоих городах человеческие останки составляют лишь малую часть от общей численности населения.
Кроме того, отсутствуют многие предметы, которые должны были сохраниться в слоях пепла: повозки и лошади исчезли из конюшен, корабли — из доков, а из тайников пропали деньги и драгоценности. Все это говорит о том, что многие, если не большинство, жителей могли спастись, если бы покинули города достаточно рано. Некоторые археологи всегда предполагали, что кому-то удалось выжить. Однако поиск этих людей никогда не был приоритетным.
Именно поэтому я разработал собственную методику поиска выживших. Я взял римские имена, уникальные для Помпеев или Геркуланума, например, Нумерий Попидий и Авл Умбриций, и начал искать людей с такими именами, которые жили в соседних поселениях в период после извержения. Я также искал косвенные доказательства, например, улучшение инфраструктуры в соседних общинах для размещения мигрантов. После восьми лет изучения десятков тысяч римских надписей на стенах, надгробиях и других объектах, мне удалось обнаружить свидетельства о более чем 200 выживших в 12 городах.
Новая жизнь в новых краях
Эти города расположены, в основном, в окрестностях Помпеев, но, как правило, к северу от Везувия, за пределами зоны наибольших разрушений. Похоже, что большинство выживших старались селиться как можно ближе к Помпеям. Они предпочитали оставаться в окружении других беженцев и полагались на социальные и экономические связи, сохраненные с родных мест.
Удача улыбается не всем
Некоторые семьи, которым удалось спастись, судя по всему, добились процветания на новом месте. Так, семья Катилиев обосновалась в Остии — в то время крупном портовом городе к северу от Помпеев, в 29 километрах от Рима. Там они основали храм египетского божества Сераписа. Серапис, изображаемый с корзиной зерна на голове как символ щедрости земли, был популярен в портовых городах, подобных Остии, где торговля зерном была основой экономики. Члены семьи Катилиев породнились с другой семьей беженцев — Мунациями. Вместе они создали богатый и успешный клан.
Второй по загруженности порт Римской Италии, Путеолы (современный Поццуоли), также принял выживших из Помпеев. Семья Авла Умбриция, торговца гарумом — популярным ферментированным рыбным соусом, обосновалась именно там. После возрождения семейного бизнеса Авл и его жена назвали своего первенца, родившегося на новом месте, Путеоланом, что означает «житель Путеолов».
Однако не все выжившие после извержения были богаты или смогли добиться успеха в новых краях. Некоторые и до трагедии жили бедно. Другие, по-видимому, потеряли свое состояние во время извержения. Фабия Секундина из Помпеев, названная, по всей видимости, в честь своего деда, богатого виноторговца, также оказалась в Путеолах. Там она вышла замуж за гладиатора Аквария, представителя ретиариев, который скончался в возрасте 25 лет, оставив ее в бедственном положении.
Еще три очень бедные семьи из Помпеев — Авиании, Атилии и Мазурии — выжили и поселились в небольшой бедной общине Нуцерия (современная Ночера), расположенной примерно в 16 километрах к востоку от Помпеев. Согласно сохранившемуся надгробию, семья Мазуриев взяла на воспитание мальчика по имени Авианий Фелиций.
Примечательно, что за 160 лет существования римских Помпеев не было зафиксировано ни одного случая усыновления/удочерения, а дети-сироты, как правило, воспитывались дальними родственниками. В связи с этим весьма вероятно, что у Фелиция не осталось в живых никого из родных. Этот небольшой пример иллюстрирует общую картину щедрости мигрантов, даже самых бедных, по отношению к другим выжившим и их новым общинам.
Они не просто заботились друг о друге, но и жертвовали средства на нужды религиозных и общественных учреждений на новых местах. Так, семья Вибидиев, проживавшая в Геркулануме, еще до извержения Везувия щедро жертвовала средства на строительство различных объектов, в том числе нового храма Венеры, римской богини любви, красоты и плодородия.
Одна из женщин этой семьи, пережившая извержение, продолжила семейную традицию: обосновавшись на новом месте, в Беневенто, она пожертвовала очень скромный, грубо сделанный алтарь Венере. Алтарь был установлен на общественной земле, выделенной местным городским советом.
Уроки истории для современности
Пока выжившие обустраивались на новых местах, свою роль сыграло и государство. Римские императоры вложили значительные средства в развитие региона, восстанавливая разрушенную извержением собственность и создавая новую инфраструктуру для переселенцев, включая дороги, системы водоснабжения, амфитеатры и храмы.
Эта модель посткатастрофического восстановления может послужить уроком для нашего времени. Судя по всему, расходы на финансирование восстановительных работ никогда не ставились под сомнение. Выжившие не были изолированы в лагерях и не были вынуждены годами жить в палаточных городках. Нет никаких доказательств того, что они сталкивались с дискриминацией в новых общинах.
Напротив, всё указывает на то, что общины очень хорошо приняли выживших. Многие из них открыли собственное дело и заняли важные посты в местном самоуправлении. Государство, в свою очередь, обеспечило новым общинам и их жителям ресурсы и инфраструктуру, необходимые для восстановления нормальной жизни.
Стивен Л. Так, профессор классической литературы Университета Майами.
Читайте также: Исида, египетская богиня, расправившая крылья над Европой