Это исследование того, как рождаются легенды, как мифы, слухи и жажда наживы сплетаются в паутину, окутывающую тайной не только одну-единственную, изрядно изношенную деревянную чашу, но и множество других «загадок». Сегодня мы поговорим о книге «Грааль Нантеоса, эволюция священной реликвии» авторов Джона Мэтьюза, Яна Пеглера и Фреда Стедмана Джонса.
Как получилось, что довольно-таки изношенная – на самом деле очень – деревянная плошка стала для многих чашей, из которой пили Христос и его ученики во время Тайной Вечери? Или чашей, вырезанной из дерева креста, на котором он был распят? И как она попала в библиотеку Аберистуита после долгих странствий и приключений?
Содержание
В поисках Грааля
В христианском мире существует несколько реликвий, претендующих на звание Святого Грааля, что довольно странно, поскольку в Библии нет упоминаний о таком предмете. Похоже, сама идея возникла из ниоткуда в литературных источниках XII века, практически без каких-либо предшествующих текстовых отсылок. В своей первой главе «Великие поиски» авторы кратко, но ясно обобщают различные тексты, составляющие основу легенды. Они отмечают, что «почти весь корпус литературы о Граале был написан в период с 1170 по 1225 год, появившись внезапно и так же внезапно исчезнув», и добавляют знаменательное замечание: «Мы можем только догадываться о масштабах устной традиции, лежащей в основе их создания» – если таковая вообще существовала.
Но даже если бы существовали четкие доказательства существования настоящего Святого Грааля и он каким-то чудом сохранился, как он переместился из Иерусалима I века в небольшой сельский дом в середине британского Уэльса в начале XIX века? Ведь именно тогда мы впервые встречаем письменное упоминание о Чаше Нантеоса.
Именно в этот момент мы находим намек на маршрут этого путешествия. В 1828 году в валлийском журнале «Lleuad yr Oes» («Луна века») корреспондент писал, что «большинству жителей окрестностей Аберистуита известно» о чаше с «замечательными лечебными свойствами», хранящейся в доме Нантеоса, и что питьевая вода из нее излечивает многие «болезни крови». Автор выдвигает идею о том, что чаша была фактически сделана из дерева Креста – идея о том, что это был сам Грааль, является более поздним наслоением на историю.
От монастырской трапезной до валлийского поместья
О прошлом чаши до ее появления в качестве местной достопримечательности в районе Аберистуита практически ничего не известно. Однако к ней уже начинала привязываться вполне правдоподобная история, уводящая на несколько сотен лет назад, история, в которой, по словам авторов, «достаточно реальности, чтобы задуматься».
Согласно этой истории, чаша происходит из отдаленного цистерцианского аббатства Страта Флорида в Кардиганшире. Вероятно, первоначально это был деревянный «мазер», или питьевая чаша характерной формы, которые изготавливались на протяжении всего средневековья. Авторы предполагают, что такая чаша могла использоваться в лазарете аббатства и, возможно, приобрела репутацию целительной. Говорили, что когда-то она была украшена серебряным ободком, чтобы страждущие не откусывали от нее кусочки, когда пили. Нынешнее состояние предмета, безусловно, оправдывает эту идею!
Во время роспуска монастырей Генрихом VIII реликвия, наряду с другими предметами из монастыря, была якобы передана лояльной католической семье Стедманов, владельцам отдаленного в то время поместья Нантеос. Некоторые истории уводят историю еще дальше, утверждая, что монахи Страта Флорида получили ее на хранение от аббата Гластонбери в преддверии роспуска монастырей, полагая, что валлийское место будет безопаснее, чем более уязвимый Гластонбери.
Чудеса и шарлатаны
Более четкие записи о злоключениях Чаши можно найти в XIX веке, когда ее сила была широко признана на местном уровне. Существует коллекция «квитанций» о случаях, когда чаша выдавалась семьей Стедманов (а позднее – семьей Пауэллов). Обычно в качестве залога оставляли какой-нибудь ценный предмет или наличные, а при возвращении в дом Нантеоса часто прилагалась записка от благодарного заемщика с описанием того, насколько эффективной оказалась сия чаша.
Если у чаши когда-то и был серебряный ободок, то к этому времени он исчез, и обгрызание продолжилось, уменьшив сосуд до менее чем половины его первоначального размера, что потребовало защитить его стеклянным колпаком.
Такова правдоподобная, хотя и не совсем доказанная, история чаши. Но основная необычная история реликвии, какой мы ее знаем сегодня, была создана целиком в XIX и XX веках.
По мере того как слава о Чаше распространялась из фермерских общин вокруг Нантеоса во внешний мир, она обрастала историями и легендами, часто для достижения целей той или иной группы.
Открытие Университетского колледжа Уэльса в Аберистуите привело к кампании за создание Национальной библиотеки Уэльса там же. Одним из видных сторонников этой кампании был Джордж Эйри Эванс (1857-1939), антиквар и видный деятель ряда исторических и научных обществ. Он питал особый интерес к Страта Флорида и на праздновании 700-летия основания аббатства произнес речь, в которой упомянул о «первом праздновании Святого Причастия с использованием чаши, известной повсюду как Целебная чаша Нантеоса». Вероятно, он имел в виду, что Чаша использовалась в качестве первоначальной чаши в аббатстве – на самом деле это определенно не так, поскольку деревянная чаша была бы совершенно неприемлема в то время – но людям было бы легко предположить, что он имел в виду чашу, использованную Христом на Тайной Вечери – первое «Святое Причастие».
Слава о Чаше росла, все больше групп и отдельных личностей включались в растущую легенду, в том числе владельцы отелей и торговцы Аберистуита, которые видели в ней туристическую достопримечательность для этого района и включили Чашу и ее набирающую популярность легенду в путеводители по этому району.
Шотакуанцы были религиозно-образовательной группой, основанной в Америке с целью обучения учителей воскресных школ и других преподавателей. Организация открыла свои филиалы в Великобритании, часто связанные с баптистскими церквями, и ее члены проводили летние лагерные сборы в Северном Уэльсе, где местные члены продвигали идею о том, что Чаша Нантеоса, если и не является самим Святым Граалем, то, безусловно, чем-то очень близким к нему. Эта связь помогла раскрутить историю на международном уровне.
Исчезновение и возвращение
На протяжении всего этого периода дом Нантеоса и Чаша находились в ведении семьи Пауэллов, но после смерти последнего члена семьи в 1951 году началась судебная тяжба за право собственности на поместье Нантеос и Чашу между несколькими сторонами, а также активистами, которые хотели «вернуть» чашу Гластонбери. Втянулись даже британские израильтяне в лице Боба Данверс-Уокера.
В конце концов вопрос о праве собственности был улажен, но не раньше, чем чаша была перевезена с места на место довольно таинственным образом – или, что еще более таинственно, возможно, и не была перевезена, поскольку тайны Чаши не ограничиваются ее древней историей, ее более поздняя история еще более спорна и запутана.
В 2014 году чаша была таинственным образом похищена, а затем столь же таинственным образом возвращена после общенациональных поисков, во время тайной встречи на стоянке у безлюдной дороги.
Заключение
К чести авторов, им удалось сделать эту сложную историю понятной для своих читателей, и каждый из трех авторов смог привнести свои собственные специальные знания в эту тему. Несмотря на ясность изложения и удобочитаемость, это научное и глубоко аргументированное исследование любопытного исторического объекта. Но это еще и исследование того, как рождаются легенды, как мифы, слухи и корысть сплетаются в паутину, окутывающую тайной не только одну изрядно изношенную деревянную чашу, которая теперь хранится, будем надеяться, навсегда, в подобающей ей обстановке Национальной библиотеки Уэльса, рядом с другими легендами.
Читайте также: Сакро Катино: Наполеон сломал Святой Грааль?