Когда пролетаешь над пустыней плато Альтиплано на западе Боливии, перед тобой открывается удивительное зрелище. Тысячи безукоризненно прямых дорожек высечены в земле Андского ландшафта, образуя сложную сеть геоглифов, известных как “Линии Сахама”. Их даже называют самым большим произведением искусства в мире.
Эти загадочные знаки находятся на территории Национального парка Сахама, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и кропотливо создавались в течение 3 тыс. лет коренными жителями, проживающими вблизи величественного потухшего вулкана Сахама. Эксперты по-прежнему озадачены происхождением и назначением сахамских геоглифов, а их масштаб и точность заставляют нас задуматься о технологиях и знаниях древних цивилизаций.
Содержание
Изучение масштабов и назначения линий Сахама
Линии Сахама, протянувшиеся на огромной территории площадью около 22 525 кв. км, образуют сложную сеть идеально прямых путей на фоне впечатляющего ландшафта боливийского плато Альтиплано. Этот обширный регион характеризуется величественными заснеженными вершинами, высокогорными равнинами и живучими деревьями queñoa (полилеписа), усеивающими местность. При исследовании на местности можно увидеть лишь малую часть Линий Сахама, но спутниковые снимки открывают истинные масштабы этой древней геоглифической сети.
При взгляде сверху каждая отдельная линия шириной от 1 до 3 м плавно переплетается с другими, образуя удивительный и замысловатый узор. Примечательно, что самые длинные линии достигают внушительной длины в 20 км, пересекая просторы Альтиплано.
Создание этих линий свидетельствует об изобретательности и находчивости древних коренных жителей. Без помощи современных инструментов и технологий они тщательно убирали растительность и счищали темный поверхностный материал, состоящий из почвы и окисленной породы. В результате этого кропотливого процесса они обнажили светлую подповерхностную часть, создав поразительный контраст, который и придает сахамским линиям их характерный вид. Точность, с которой они были созданы, свидетельствует о знаниях и мастерстве тех, кто жил здесь в древности.
Расшифровка назначения загадочных линий Сахама в Боливии
Как и линии Наска на юге Перу, назначение линий Сахама остается предметом домыслов, в частности, из-за отсутствия серьезных археологических и исторических исследований в этом районе. Но в отличие от Наски, где есть как геометрические линии, так и линии, изображающие животных и антропоморфные фигуры, линии Сахама все прямые, как стрела, и разрезают ландшафт, как нож. Их абсолютная точность и единообразие заставляют задуматься о древней технике, использовавшейся при их создании.
Согласно некоторым теориям, народ аймара, который, как считается, создал линии Сахама, использовал их в качестве навигационных средств при совершении священных паломничеств. Считается, что эти коренные жители, отправляясь в важные духовные путешествия, следовали этим прямым линиям.
Среди сети линий встречаются также wak’as – святилища, chullpas – погребальные башни и небольшие поселения, что еще больше расширяет сложный культурный ландшафт, переплетающийся с линиями Сахама в Боливии. Исследование, проведенное археологом Адамом Бирджем из Техасского университета, позволило предположить, что эти линии, скорее всего, были созданы в доиспанские времена (до 1532 г.) и, возможно, существовали еще даже до цивилизации инков. Интересно, что Бирдж допускает, что эти линии могут иметь некое современное церемониальное и навигационное значение и используются до сих пор.
Наличие линий Сахама свидетельствует о мастерстве древних цивилизаций, ставя под сомнение наше понимание доисторических технологий и культурного наследия огромных геоглифических сетей на плато Альтиплано в Боливии.
Открытие, сохранение и изучение линий Сахама в Боливии
Впервые о линиях Сахама было рассказано в книге “Пасео де Тшиффели”, написанной в 1932 г. путешественником Эме Феликсом Тшиффели, который запомнился своим эпическим конным путешествием из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Нью-Йорк (США) в 1920-х годах. Несколько лет спустя антрополог Альфред Метро опубликовал этнографические полевые исследования о народностях аймара и чипайя, населяющих регион Карангас, что привлекло внимание ученых к линиям и культурному ландшафту.
В 1970-е годы значительный вклад в изучение линий внес кинорежиссер Тони Моррисон, снявший документальный фильм и написавший книги. В его новаторской работе впервые была высказана мысль о связи между линиями и окружающими их вершинами и предложена идея паломнического комплекса. Подчеркнув эту взаимосвязь, Моррисон предложил новый взгляд на природу линий и их потенциальное культурное значение.
В последние годы Фонд Landmarks Foundation работает над защитой линий от эрозии, бесконтрольной застройки и дикого туризма в этом районе, а также от других неприятностей, связанных с отсутствием плана управления. Они изучили линии и создали базу данных, которая поможет защитить их.
В тесном сотрудничестве с Пенсильванским университетом Фонд Landmarks Foundation создал проект Tierra Sajama Project, в рамках которого для картографирования, описания и анализа линий использовались аналитические цифровые средства, такие как географические информационные системы (ГИС). Проект Tierra Sajama успешно реализовал свои цели, создав всеобъемлющую компьютерную базу данных, содержащую карты и важные сведения о линиях Сахама, местной растительности и значительных топографических особенностях.
В результате тщательного анализа были выявлены закономерности и смыслы ландшафта, в том числе расположение святынь и культовых сооружений на вершинах гор, что позволило пролить свет на предполагаемое значение этих священных линий.
К сожалению, аналитическое картирование размеров, формы и расположения сахамских линий не дает ответа на на вопросы кто их создал и какими инструментами они пользовались. Пока же нам остается только удивляться огромной территории, покрытой линиями, и тем усилиям, которые потребовались для их создания, не понимая до конца их назначения и функций.
Читайте также: Пума-Пунку: споры и домыслы о древней загадке в Андах