Продолжение. Начало здесь.
Куда нам двигаться дальше? Если предположить, что история первого тысячелетия сильно искажена подделками папских писцов и более поздних гуманистов, можем ли мы оценить степень этого искажения и восстановить достоверную картину? Лучшее, что мы можем сделать, это представить себя в одиннадцатом веке, самом раннем периоде, для которого у нас есть хорошее количество хроник. Мы даже, пожалуй, можем довериться историкам, которые дадут нам в целом точную картину европейского, североафриканского и ближневосточного мира, и, оглянувшись на пару веков назад, попытаться определить исторические движения, которые привели к этому миру. А вот дальше все расплывчато.
С географической точки зрения, мы могли бы расположить себя в центре мира, который мы пытаемся понять. И этим центром был бы не Рим. Несмотря на римскую пропаганду, восхвалявшую Mirabilia Urbis Romae (“чудеса города Рима”) в десятом и одиннадцатом веках, политическим, экономическим, культурным и религиозным центром цивилизации, включавшей Рим, был Константинополь (на втором месте – Александрия).
В одиннадцатом веке стены Константинополя могли вместить десять крупнейших городов Запада. Его размеры, архитектурные шедевры и богатство настолько впечатлили западных гостей, что во французском романе “Партенопей де Блуа” Константинополь назван раем. Экономическое процветание Константинополя основывалось на его положении на перекрестке великих торговых путей, на монополии в торговле такими предметами роскоши, как шелк, на значительной золотой денежной массе и на эффективном налоговом администрировании (kommerkion – десятипроцентный налог на любую сделку в городском порту).
Греческая культура распространялась из Константинополя во все стороны света, от Персии и Египта до Ирландии и Испании. В одиннадцатом и двенадцатом веках наблюдалась массовая тенденция переводов с греческого на латынь философских и научных трудов (медицина, астрономия и т.д.). Греческие книги также переводились на персидский и сирийский языки, а оттуда – на арабский. В своей книге “Aristote au mont Saint-Michel. Les racines grecques de l’Europe chrétienne” Сильвен Гуггенхайм опровергает распространенное мнение о том, что распространение философии и науки в Средние века было связано в основном с мусульманами. В действительности греческое наследие передавалось в итальянские города непосредственно из Константинополя, то есть в направлении, противоположном вымышленному translatio imperii Константина.
Басилеи поддерживали хорошие отношения с египетским халифатом Фатимидов, который в 960-х годах отвоевал у Аббасидов Иерусалим и нижнюю Сирию. В начале 1070-х годов союз между византийцами и Фатимидами был укреплен общей угрозой: вторжениями турок-сельджукидов, которые захватили контроль над халифатом в Багдаде. В 1071 году они разбили византийскую армию в битве при Манцикерте и основали в Анатолии Румский султанат со столицей в Никее, всего в ста километрах от Константинополя. Затем они отбили у Фатимидов часть Сирии, включая Иерусалим.
До недавнего времени было принято считать, что крестовые походы были щедрым ответом Римской церкви на отчаянную мольбу о помощи византийского императора Алексия Комнина. Именно так представляли это западные летописцы, используя поддельное письмо Алексия графу Фландрии, в котором тот признавался в своем бессилии против турок и смиренно умолял о спасении. На самом деле император не находился в отчаянном положении, и его просьба заключалась лишь в том, чтобы наемники сражались под его командованием и помогли ему отвоевать Анатолию у Сельджукидов. Византийцы всегда привлекали воинов из иностранных государств, чтобы те служили под их знаменем в обмен на императорскую щедрость, и франкские рыцари высоко ценились в этом качестве.
Вместо этого Урбан II (бывший аббат Клюни) хотел собрать армию, которая немедленно отправилась бы на завоевание Иерусалима, города, на который Алексий не имел никаких непосредственных претензий и который он с радостью отдал бы Фатимидам. Армия крестоносцев под командованием папского легата была совсем не тем, к чему призывал Алексий, и византийцы забеспокоились и заподозрили неладное. “Алексий и его советники рассматривали приближающийся крестовый поход не как прибытие долгожданных союзников, а скорее как потенциальную угрозу Ойкумене, – пишет Джонатан Харрис. Они опасались, что освобождение Гроба Господня было лишь предлогом для какого-то зловещего заговора против Константинополя.
В результате первого крестового похода удалось создать четыре латинских государства в Сирии и Палестине, которые стали основой западного присутствия, сохранявшегося до 1291 года. В конце XII века, когда Иерусалим был возвращен Саладином, папа Иннокентий III провозгласил новый крестовый поход, четвертый по современной нумерации. На этот раз опасения византийцев по поводу скрытых намерений оказались полностью оправданными.
Вместо того чтобы идти на Иерусалим через Александрию, как было официально объявлено, франкские рыцари, нанятые хитрыми венецианцами (а основные историки действительно говорят о “венецианском заговоре”), двинулись на Константинополь. Огромная армия крестоносцев вошла в город в апреле 1204 года и в течение трех дней разграбила его. “Со времен сотворения мира такого огромного богатства не видели и не завоевывали”, – изумлялся в своей хронике крестоносец Робер де Клари. Дворцы, церкви, монастыри, библиотеки подвергались систематическому разграблению, и город превратился в руины.
Новая франко-латинская империя, построенная на дымящихся руинах Константинополя, просуществовала всего полвека. Византийцы, укрепившиеся в Никее (Изнике), медленно отвоевывали часть своей древней территории, а в 1261 году по приказу Михаила VIII Палеолога прогнали франков и латинян из Константинополя. Но от города осталась лишь тень его былой славы: греческое население было перебито или бежало, церкви и монастыри были осквернены, дворцы лежали в руинах, а международная торговля прекратилась.
Более того, папа Урбан IV приказал проповедовать новый крестовый поход по всей Европе, чтобы отбить Константинополь у “раскольников”. Добровольцев нашлось мало. Но в 1281 году папа Мартин IV снова поддержал проект Карла Анжуйского (брата короля Людовика IX) по возвращению Константинополя и созданию новой католической империи. Задуманного не удалось, но Четвертый крестовый поход и его последствия нанесли смертельную рану византийской цивилизации, и она рухнула полтора века спустя, после тысячи лет существования, когда османский султан Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году. Известный средневековый историк Стивен Рансимен писал:
“Никогда не было большего преступления против человечества, чем Четвертый крестовый поход. Он не только привел к уничтожению или потере всех сокровищ прошлого, которые Византия бережно хранила, и нанес смертельную рану цивилизации, которая все еще была активной и великой; но он также был актом гигантской политической глупости. Он не принес никакой помощи христианам в Палестине. Вместо этого он лишил их потенциальных помощников. И это расстроило всю оборону христианства”.
Читайте также: Древние технологии, опередившие свое время на столетия