Когда мы читаем о жизни людей далекого прошлого, нам, естественно, хочется знать, как они выглядели. Но как это выяснить?
В последние годы компьютерные реконструкции лиц известных деятелей греко-римского мира стали весьма популярны. Например, в 2020 году цифровой художник произвел фурор, использовав технологии искусственного интеллекта для создания фотореалистичных изображений лиц римских императоров на основе их бюстов.
Содержание
Как делаются реконструкции лиц?
Самый простой способ реконструкции лица заключается в добавлении реалистичной кожи, глаз и волос к греческим или римским бюстам. Другие методы могут быть более сложными.
Одна из самых известных реконструкций лица персоны из греко-римского мира – случай Гермионы Грамматики. Гермиона была учительницей двадцати с небольшим лет, умершей в Египте в начале I века нашей эры.
Древний портрет Гермионы и ее скелет сохранились вместе с мумией. Поэтому любую попытку реконструировать ее лицо на основе скелетных останков можно было сравнить с ее портретом.
В 1997 году исследователи Британского музея использовали КТ-сканирование для создания трехмерного изображения лица Гермионы.
После реконструкции поверхности лица с использованием черепа исследователи обратились к портрету на саркофаге, чтобы уточнить детали.
Несмотря на такое тщательное сочетание методов, они признали наличие трудностей:
“Поскольку череп не содержит достаточно информации для полного определения поверхности лица, реконструкция лица по черепам всегда будет содержать элемент искусства. Реконструированное лицо, вероятно, будет похоже на лицо живого человека, но вряд ли станет его точной копией”.
Таким образом, даже при использовании тщательных методик все еще остаются некоторые сомнения в точности реконструкции лица. Однако такие реконструкции становятся все более точными. В основном это происходит благодаря новым методам извлечения и анализа ДНК, которые позволяют определить правильные цвета волос, кожи и глаз людей.
Насколько достоверными были древние портреты людей?
Основывать реконструкции лиц людей на сохранившихся бюстах или портретах – не совсем надежный метод.
В некоторых случаях существуют расхождения между древними портретами людей и древними литературными описаниями их внешности.
Например, согласно древним текстам, философ Аристотель был лысым или (по другой версии) имел короткие волосы и короткую бородку, а также маленькие глаза. Он носил кольца на пальцах и роскошную одежду. Однако древние бюсты, идентифицированные как изображения Аристотеля, показывают его с роскошной бородой и густыми волосами.
Это поднимает новую проблему: какие источники информации более надежны – древнее произведение искусства или древнее литературное описание? В таких случаях, кажется, почти невозможно решить.
Но некоторые древние портреты, должно быть, были довольно точными изображениями своих объектов.
Греческое стихотворение I века нашей эры описывает боксера, который стал настолько обезображен своей спортивной профессией, что больше не был похож на свой официальный портрет. В споре о наследстве отца брат боксера показал портрет боксера в суде и успешно утверждал, что боксер на самом деле не его брат – тем самым лишив его наследства.
Этот случай показывает, что некоторые древние портреты должны были быть достаточно точными, чтобы даже использоваться в качестве своего рода юридического доказательства личности.
Другие авторы указывают, что портреты не всегда создавались исключительно ради точности. Римский писатель Клавдий Элиан сообщает нам:
“В Фивах действовал закон, который предписывал художникам – как живописцам, так и скульпторам – делать свои портреты льстивыми. В качестве наказания для тех, кто создавал скульптуру или картину менее привлекательной, чем оригинал, закон грозил штрафом в тысячу драхм”.
Желание видеть исторические лица универсально
Около 39 года до нашей эры римский ученый Марк Теренций Варрон опубликовал коллекцию портретов знаменитых людей, “не позволив их обликам исчезнуть или течению веков возобладать над бессмертием людей”.
Коллекция Варрона, по-видимому, включала 700 портретов знаменитых исторических греческих и римских деятелей, и каждый портрет сопровождался эпиграммой и краткой биографией. Эта коллекция, должно быть, удовлетворяла желание публики знать, как выглядели лица знаменитых людей.
Очевидно, что древние и современные люди разделяют это увлечение.
Мы, безусловно, можем наслаждаться реконструкциями лиц людей древних времен. Нам просто нужно помнить о двух важных моментах.
Во-первых, древние портреты и бюсты сами по себе не всегда были достоверными изображениями людей, поэтому реконструкции, основанные на них, имеют неопределенную точность.
Во-вторых, современные исследователи признают, что реконструкции на основе черепов имеют ограничения, хотя точность этого метода быстро улучшается.
Так что в следующий раз, когда вы увидите реконструкцию лица какого-нибудь древнего человека, будьте осторожны, прежде чем подумать, что вы действительно смотрите на точное, почти фотографическое подобие кого-то из прошлого. Возможно, это так – а возможно, и нет.
Читайте также: Что скрывают лица Бельмеса