В Финляндии есть пещера, которая уже давно ассоциируется с колдовством. Мистика, окружающая это место, настолько сильна, что даже сегодня представители современного шаманизма проводят там сеансы игры на барабанах. Но что же делает его таким особенным с духовной точки зрения? Новое исследование предложило ответ, который хоть и обыденный, но все же довольно интересный.
Пещера с расщелинами, известная как Пирункиркко (“Церковь дьявола”), расположена в горном массиве Коли в Восточной Финляндии и является для финнов легендарным местом. Уже более 100 лет окружающие леса и ландшафты национального парка Коли привлекают туристов и художников, желающих полюбоваться захватывающими видами. Но сама пещера имеет более долгую историю, окутанную тайнами.
Говорят, что в ней собирались мудрецы, которых на финском языке называют tietäjä, velho или noita, и с помощью звука общались с миром духов. Подобно шаманам, они общались в экстатическом состоянии духа, буйствовали, кричали, прыгали, дрались с невидимыми силами или просто пытались запугать их. Они также пели, произносили заклинания и издавали другие звуки в рамках своих ритуалов.
Звук, судя по всему, мог быть важнейшим аспектом этих практик, что побудило Риитту Райнио, исследовательницу археологии из Университета Хельсинки, и Элину Хютёнен, исследовательницу культуры из Университета Восточной Финляндии, изучить акустику “Церкви дьявола”.
Они хотели выяснить, могут ли акустические свойства помочь объяснить мифы, связанные с этой пещерой, и, возможно, почему она была выбрана в качестве подходящего места для сверхъестественных собраний, которые зависели от звука.
Исследовательницы обнаружили, что в “Церкви дьявола” существует явление резонанса, которое усиливает и удлиняет звук на определенных частотах. Это, по их мнению, могло повлиять на верования и практики, связанные с пещерой.
Изучая архивные свидетельства, они обнаружили, что один лекарь, живший в этом районе, человек, известный как Кинолайнен, или иногда Тоссавайнен, использовал пещеру для своих духовных практик.
Согласно преданиям, Кинолайнен приводил своих пациентов в “церковь”, чтобы поговорить с дьяволом о причинах и способах лечения их недугов. Подобный ритуал исцеления часто включал в себя громкие крики, топанье и удары”, – пояснила Райнио в своем заявлении.
Хютёнен наблюдала за современными шаманами, которые используют пещеру для своих ритуалов. По их словам, пещера обладает особой энергией, позволяющей им соединиться с окружающей природой и “своими корнями”.
В интервью один шаман рассказал, что сеансы игры на барабанах, особенно в задней части пещеры, открывают “новые горизонты”.
Акустические измерения, проведенные в задней части пещеры, которая по своей структуре напоминает коридор с гладкими стенами, показали наличие сильного резонанса. Он вызван возникающей волной между параллельными стенами, которая генерирует тон на частоте пещеры – 231 Гц. Этот тон остается слышен в течение секунды после резких импульсов, таких как хлопки или барабанный бой.
Тональности, озвученные в пространстве вблизи частоты 231 Гц, усиливаются и удлиняются.
“Мы записали шаманского практика и обнаружили, что он неоднократно озвучивал тона на частоте 231 Гц, которые затем усиливались пещерой на ее естественной частоте”.
Исключительное пространство с редкими свойствами
По словам исследовательниц, резонанс – обычное явление в искусственно построенной среде, но редко встречается в природе. Ключевым моментом для “Церкви дьявола” являются ее гладкие параллельные стены, благодаря которым она способна вызывать этот редкий резонанс.
Подобные резонансы наблюдались и в других местах, например, в палеолитических пещерах Франции и Испании, в которых находятся известные наскальные рисунки.
Райнио и Хютёнен предполагают, что резонанс “Церкви дьявола” мог быть постоянным, хотя и едва уловимым, спутником ритуалов, проводившихся там на протяжении веков.
“Там, где исследователь акустики слышит резонанс, люди прошлого могли ощущать присутствие духа, а шаманский практик – присутствие исключительной энергии, каждый в зависимости от своего мировоззрения”.
Исследование является мощной демонстрацией того, как резонанс можно использовать для улучшения связи между физическим пространством и природной средой.
Исследование опубликовано в журнале Open Archaeology.
Читайте также: Странные звуки, записанные смартфоном пока вы спите