Монолит Тлалока – это гигантское каменное изваяние ацтекского бога дождя, воды, молнии и земледелия Тлалока. Когда-то этот монолит находился недалеко от города Коатлинчан (что переводится как “дом змей”). Сегодня, однако, он находится у входа в Национальный музей антропологии в столице Мексики Мехико.
Содержание
Кем был Тлалок?
Тлалок был одним из самых важных божеств в пантеоне ацтеков. Считается, что имя этого божества представляет собой сочетание двух слов на языке науатль, thali и oc, которые означают “земля” и “что-то на поверхности” соответственно. Согласно верованиям ацтеков, Тлалок был богом, связанным в первую очередь с метеорологическими явлениями, которые были связаны с водой. С одной стороны, Тлалок мог быть доброжелательной фигурой, поскольку он посылал на землю дождь, который был необходим для земледелия, а также для жизни людей и животных. С другой стороны, это божество могло быть силой разрушения, поскольку оно также насылало штормы или засухи, чтобы нарушить жизнь людей.
Поскольку Тлалок был таким важным и потенциально грозным богом, древние ацтеки придавали большое значение его поклонению. Великий храм в Теночтитлане (известный также как “Темпло Майор”), например, был посвящен двум божествам, одним из которых был Тлалок. Другим был Уицилопочтли, ацтекский бог войны. Ступени, ведущие к святилищу Тлалока, были окрашены в синий и белый цвета. Первый цвет ассоциируется с водой, стихией бога. Кроме того, в святилище божества были найдены подношения, связанные с морем, в том числе кораллы и ракушки. И снова это связывало Тлалока с водой.
Памятники в честь Тлалока
Тлалоку поклонялись и в других частях империи ацтеков. Например, в 2011 году стало известно, что в южно-центральном штате Мексики Морелос был обнаружен монолит VIII века нашей эры с изображением ацтекского бога. Этот монолит был украшен гравировкой на боковых сторонах, которые включали изображения сельскохозяйственных культур, а также образ Тлалока. Археологи предполагают, что этот монолит использовался в ритуальных целях, в частности, для обращения к Тлалоку с просьбой о дожде.
Еще один великолепный артефакт, связанный с Тлалоком, был обнаружен в 2006 году на руинах Великого храма Теночтитлана в Мехико. Это был алтарь, которому, как считается, около 500 лет. Его нашли в западной части храмового комплекса. Алтарь сделан из камня и земли и покрыт лепниной. Тлалок и другое сельскохозяйственное божество изображены на алтаре в виде фриза.
И все же, пожалуй, одним из самых впечатляющих изображений Тлалока является монолит Тлалока. Как и монолит, обнаруженный в Морелосе в 2011 году, эта каменная резьба также датируется VIII веком нашей эры. (По другим данным, он относится к 5 веку н.э.) Если первый весил около 60 тонн, то вес Монолита Тлалока оценивается примерно в 152 тонны. Из-за его веса, а также высоты в 7 метров, считается, что это самый большой из известных монолитов на Американском континенте. Также было замечено, что монолит так и не был достроен его создателями.
Перемещение монолита Тлалока
Монолит Тлалока был заново открыт примерно в середине 19 века и оставался на том месте, где был найден (в высохшем русле ручья возле города Коатлинчан) до середины 20 века.
В 1963 году в Мехико строился Национальный музей антропологии, и было решено, что этот монолит будет установлен у входа в музей. Жители Коатлинчана не сразу, но согласились с этой просьбой при условии, что в их городе будут построены определенные объекты, такие как правительственная дорога, школа и медицинский центр. Просьбу удовлетворили, и 16 апреля 1964 года монолит начал свой путь в Мехико. Его перевезли на гигантском специально построенном трейлере на расстояние около 48 км.
Когда монолит прибыл в столицу, его встречала толпа из 25 000 человек, ожидавших его прибытия в Зокало, а также гроза, которая была крайне неуместна в сухой сезон. Шторм не по сезону кажется интересным совпадением во время перемещения гигантского идола дождя.
Монолит Тлалока установили перед музеем, но воздействие стихий привело к его разрушению. Поэтому в 2014 году эксперты начали оценивать состояние монолита, чтобы подготовить его к реставрационным работам.
Вдохновляющая муза
Современные художники черпали вдохновение в мифологии Тлалока и ацтеков, включая эти древние темы в свои работы, чтобы исследовать культурное наследие, духовность и пересечение прошлого и настоящего. От моды до городского граффити, современные художники создают потрясающие картины, скульптуры и инсталляции, изображающие Тлалока и мифологию ацтеков. Они часто сочетают традиционные художественные элементы ацтеков с современными техниками и стилями, создавая уникальный сплав древних традиций и современной эстетики.
Читайте также: Загадка монолита Сайвите: странные конструкции, неизвестный мастер