В 1487 г. во времена инквизиции два монаха-доминиканца Генрих Крамер и Якоб Шпренгер опубликовали книгу для охотников на ведьм “Malleus Maleficarum” (“Молот ведьм”). Это женоненавистническое пособие пропагандировало идею о том, что женщины по своей природе злы и заключают договоры с дьяволом. В качестве оправдания несправедливых судебных процессов и ужасных пыток Крамера эта книга подстрекала церковные власти и гражданских судей к убийству 60 тыс. жертв за колдовство в XVI и XVII веках.
“Они [ведьмы] берут мазь, которую… делают по указанию дьявола из конечностей детей, особенно тех, кого они убили до крещения, и мажут ею стул или палку от метлы; после этого они немедленно поднимаются в воздух”.
Генрих Крамер
Содержание
О Malleus Maleficarum
Целью “Молота ведьм” было доказать существование ведьм, помочь охотникам выявить их и предложить методы суда и пыток над обвиняемыми до тех пор, пока они не признаются. В справочник включены отрывки о колдовстве и заклинаниях, подробно описаны виды магии, приведены методы допроса свидетелей, допроса и пыток подозреваемых. Крамер написал часть материалов книги, основываясь на проведенных им лично процессах над ведьмами.
До появления “Молота ведьм” отсутствие поддержки жестокого радикализма Крамера заставило его обратиться к Папе Римскому Иннокентию VIII. Католический лидер выразил сожаление по поводу предполагаемого распространения колдовства в Германии. В папской булле 1484 года папа узаконил методы Крамера и дал ему полное право осуществлять поиск ведьм. Некоторые предполагают, что Крамер заплатил папе деньги за эту буллу, разрешавшую повсеместное преследование и казнь подозреваемых в колдовстве. Через три года появился “Молот ведьм”.
В конечном итоге “Молот ведьм” попал в руки 30 000 охотников на ведьм, в том числе благодаря новому издательскому прессу Иоганна Гутенберга. В период с 1487 по 1600 гг. вышло 28 изданий этого справочника. “Молот” стал настольной книгой для инквизиции в целом, а не только для процессов над ведьмами.
Тем не менее многие священнослужители не поддерживали идеи, изложенные в пособии. Так, например, авторы обратились за поддержкой к доминиканцам инквизиции Кельнского университета. Однако власти отклонили эту просьбу. Вместо этого они осудили пособие за неэтичные и незаконные методы, а также за то, что оно противоречит католической доктрине о демонологии.
Кто написал “Молот ведьм”?
Авторами “Молота” были Генрих Крамер и Иоганн Шпренгер. Оба они были монахами-доминиканцами. По иронии судьбы, доминиканцы – это католический религиозный орден, который основал святой Доминик, покровитель ложно обвиненных людей. Он олицетворял собой доброту и сострадание.
Крамер был профессором теологии в Зальцбургском университете (Австрия). Позже он стал инквизитором в австрийских областях Тироль, Богемии, Моравии и Зальцбурге. Однако этот доминиканец стал печально известен своей охотой на ведьм.
Крамер начал крестовый поход с целью искоренения широко распространенного, по его мнению, колдовства. Когда он столкнулся с резкой критикой своих несправедливых и радикальных преследований, он решил, что ему необходимо выпустить убедительный трактат на эту тему. Тогда он в сотрудничестве со Шпренгером опубликовал “Malleus Maleficarum”.
В итоге Крамер, известный также как Хенрикус Инститор, заявил, что он судил 100 ведьм и половину из них сжег на костре.
В отличие от него, историки считают, что соавтор книги, Иоганн Шпренгер, никогда не судил ведьм. Он получил степень магистра теологии, а в 1480 г. стал деканом теологического факультета Кельнского университета (Германия). В 1841 г. он получил назначение на должность инквизитора.
Ученые спорят о степени вклада Шпренгера в создание текста. Они предполагают, что Крамер мог использовать имя и авторитет Шпренгера для повышения репутации своей книги. Если это так, то маловероятно, что он внес большой вклад в содержание книги.
Одержимость Крамера идеей о том, что женщины – это зло
В XVI и XVII веках власти использовали “Молот ведьм” для обоснования неофициальных судов в период интенсивного преследования женщин, которые составляли около 80% тех, кому грозила казнь за колдовство.
Хотя Крамер не исключал мужчин полностью из числа ведьм, его книга активно очерняла именно женщин. Поэтому многие считают, что автор вел войну не с ведьмами, а с женщинами. Действительно, в его “Malleus Maleficarum” отчетлиов прослеживается крайне ненавистническое отношение к женщинам:
- “У них скользкие языки, и они не могут скрыть от окружающих то, что знают с помощью злых искусств; а поскольку они слабы, то находят легкий и тайный способ оправдаться с помощью колдовства.
- Женщина более плотская, чем мужчина, что видно из ее многочисленных плотских мерзостей… В появлении первой женщины был дефект, так как она образовалась из согнутого ребра, то есть ребра груди, которое согнуто как бы в противоположную сторону от мужчины. И поскольку через этот дефект она является несовершенным животным, она всегда обманывает.
- Когда она ненавидит того, кого прежде любила, то вся душа ее кипит от гнева и нетерпения, подобно тому, как морские приливы и отливы постоянно вздымаются и кипят”.
Любая женщина подвергалась риску ложных обвинений: нищие или душевнобольные, но в первую очередь лекари, знахари и “…особенно повитухи, которые превосходят всех остальных в нечестии” (Крамер, 1487). По мнению Крамера, повитухи являются причиной всех проблем с беременностью. Более того, он учил, что они едят младенцев и приносят их в жертву дьяволу во время родов.
Секс в “Молоте ведьм”
Генрих Крамер уделял большое внимание сексуальным практикам обвиняемых. В руководстве говорилось, что женщины “не знают умеренности ни в добре, ни в пороке”, а “все колдовство происходит от плотской похоти, которая у женщин ненасытна”.
Согласно этому руководству, женщины были хуже мужчин и обладали врожденной злой природой. Только такая женщина, как Дева Мария, которую Крамер идеализировал, могла быть полностью доброй. Большинство женщин были не более чем искусительницами и похотливыми, коварными созданиями, склонными к совокуплениям. А сексуально аморальные женщины, скорее всего, являются ведьмами. Он подчеркивал, что молодые девушки настолько похотливы, что дьявол может быстро заставить их выполнять свои желания.
Malleus Maleficarum обвиняет женщин в сексуальных связях с инкубами (демонами-мужчинами, которые занимаются сексом со спящими женщинами) и дьяволом, от которых иногда рождаются дети.
Одно из самых странных утверждений Крамера заключается в том, что ведьмы могут наложить на мужчину заклинание зачарования, которое заставит его думать, что его пенис исчез. В то время как дьявол на самом деле может удалить “член” мужчины, ведьма может лишь заставить мужчину поверить в иллюзию этого, говорится в руководстве.
Суд над ведьмой Хеленой Шойберин
Одно судебное разбирательство, в частности, примечательно тем, что оно привело к созданию Malleus Maleficarum. В 1485 году в австрийском городе Инсбрук состоялся суд над Хеленой Шойберин. Люди знали ее как сильную независимую женщину, которая открыто заявляла о своих чувствах. Когда Генрих Крамер отправился в Инсбрук на поиски ведьм, Шойберин оскорбила Крамера, прокляла его и плюнула ему под ноги. Она также назвала его еретиком за его дьявольские действия в отношении женщин и посоветовала никому не слушать его проповеди об охоте на ведьм.
Крамер начал одержимую вендетту против Шойберин и обвинил ее в использовании колдовства для убийства человека. В ходе судебного процесса Крамер допрашивал Шойберин о развратных сексуальных действиях и критиковал ее девственность. Епископ Георг Гользер сказал, что Крамер “предположил многое, что не было доказано”, и выгнал его из города. Судебный процесс в Инсбруке закончился, но позор побудил Крамера написать подстрекательскую книгу “Молот ведьм”.
Те, кто не верил, считались еретиками
Некоторые христианские богословы и ученые отрицали реальность колдовства еще до выхода книги. Однако в руководстве по охоте на ведьм эти люди считались еретиками.
Идеи, изложенные в “Молоте ведьм”, черпали свое вдохновение в библейском Исходе, где говорится: “Не позволяйте жить колдунье”. Если в Библии говорилось о существовании ведьм, то отрицание их существования рассматривалось церковью как ересь.
Преследование и наказание за ересь
Обвинение в ереси могло привести к суду и жестоким пыткам. К сожалению, “Молот ведьм” быстро заставил замолчать более здравые голоса того времени, выступавшие против охоты на ведьм. Подстрекательство к инквизиции могло иметь катастрофические последствия. По данным History.com:
“Обвиненных в ереси заставляли давать показания. Если еретик не признавался, то пытки и казнь были неизбежны. Еретикам не разрешалось встречаться с обвинителями, они не получали адвокатов и часто становились жертвами ложных обвинений. Если обвиняемый признавался до пыток, то наказание варьировалось от принудительного паломничества до бичевания”.
Обращение с женщинами, подозреваемыми в колдовстве
“Молот ведьм” предписывал инквизиторам применять к подозреваемым в колдовстве различные методы пыток в зависимости от конкретного человека. При этом не указывалось, какие именно методы должны применяться. Пока человек ожидает суда, он должен находиться в камере в обнаженном виде. Власти должны были сбрить все волосы на голове и теле.
Полный осмотр тела женщины должен проводиться в другой комнате честными женщинами, искавшими предметы колдовства. Кроме того, человек должен длительное время терпеть все виды лишений, за исключением небольшого количества хлеба и воды. Обвинители должны заставить подсудимых поверить, что если они признаются, то им не грозит казнь.
Влияние Malleus Maleficarum
“Молот ведьм” стал самым влиятельным пособием для охотников на ведьм в истории. Как выразилась писательница Шелли Барклай, “для современного человека оно [руководство] является ужасающим уроком ошибочной власти, опасности ложных религиозных суеверий и опасности того, что один религиозный институт может контролировать благосостояние общества”. На протяжении 1600-х годов процессы над ведьмами и казни продолжались как в Европе, так и в Северной Америке. Знаменитый Салемский процесс над ведьмами проходил с февраля 1692 по май 1693 г., в ходе которого 200 женщин были обвинены в колдовстве, а около 20 из них были повешены на виселице. Последней, кого судили в Европе, была Анна Гёльди, обезглавленная 13 июня 1782 г. после того, как она под пытками призналась в том, что заключила договор с дьяволом.
Читайте также: Дьяволы, демоны и опасные существа из Pseudomonarchia Daemonum