Новый обзор пополнил растущее число доказательств того, что вопреки клише о недостатке знаний, существует множество сложных причин, по которым люди верят в теории заговора.
“Не все приверженцы теорий заговора являются простодушными, психически нездоровыми людьми – портрет, который регулярно рисуется в популярной культуре, – говорит клинический психолог Университета Эмори Шона Боус (Shauna Bowes). – “Напротив, многие обращаются к теориям заговора, чтобы удовлетворить лишенные мотивации потребности и придать смысл дистрессу и нарушениям”.
Хотя все мы в какой-то момент сталкиваемся с конспирологическим мышлением, некоторые из этих убеждений могут стать опасными.
Проанализировав 170 исследований, Боус и ее коллеги изучили мотивацию, лежащую в основе убеждений людей.
Хотя существует множество влияющих факторов, полученные данные свидетельствуют о том, что люди, по-видимому, руководствуются потребностью чувствовать себя в безопасности, понимать окружающую среду и испытывать повышенную потребность в социальной защищенности, если эти две другие потребности не удовлетворяются.
И это плохая новость. Поскольку мир вокруг нас становится все более опасным, а наше будущее – все более неопределенным.
“Наши результаты показывают, что мотивации в целом являются важными, возможно, даже основными частями головоломки конспиративных идей”, – поясняет группа исследователей в своей работе.
Они обнаружили, что социальные тревоги более тесно связаны с конспирологическим мышлением, чем другие угрозы, что также тесно переплетается с доверием. Уже давно установлено, что доверие играет ключевую роль в нашей вере в явление, называемое культурным познанием.
Независимо от уровня образования, мы с большей вероятностью поверим информации, полученной от людей, которых мы причисляем к своей культурной группе.
Боус с коллегами также обнаружили, что такие черты личности, как более низкая способность к аналитическому мышлению и более высокая тревожность, имеют значительную, но удивительно низкую корреляцию с конспирологическим мышлением.
Исследователи объясняют, что это может быть связано с тем, что не учитывались достаточно длительные временные рамки или то, как различные черты взаимодействуют друг с другом. Необходимы дополнительные исследования, чтобы разделить эти аспекты.
Однако, как сообщалось в предыдущих исследованиях, нарциссизм – как индивидуальный, так и коллективный – повышал вероятность возникновения конспирологических мыслей, равно как и потребность чувствовать себя уникальным.
Люди, воспринимающие социальную угрозу, чаще верят в заговоры, основанные на событиях, а не на абстрактных теориях, которым больше способствуют такие индивидуальные черты, как нарциссизм и паранойя.
“Эти результаты в значительной степени соответствуют недавно разработанной теоретической схеме, согласно которой мотивы социальной идентичности могут вызывать тягу к содержанию теории заговора, в то время как люди, движимые желанием почувствовать себя уникальными, с большей вероятностью поверят в общие теории заговора о том, как устроен мир”, – поясняет Боус.
Роль безопасности и защищенности также объясняет, почему конспирологическое мышление возрастает в кризисные периоды.
Понимание этих факторов крайне важно для того, чтобы помочь людям избежать этих ловушек мышления и ограничить вред, который они могут нанести.
Данное исследование было опубликовано в журнале Psychological Bulletin.
Читайте также: Странное происхождение теории заговора о полой Луне