Леонардо да Винчи был буквально воплощением человека эпохи Возрождения, и не только потому, что жил в то время. Он был художником, ученым, музыкантом; ценителем неприличных рисунков и создателем механического льва, который мог пройти несколько шагов, а затем разорвать собственную грудь, чтобы осыпать короля Франции лилиями.
На самом деле этот человек успел изучить столько областей, что трудно поверить, что хоть что-то осталось нетронутым. Но у Леонардо было еще одно увлечение, о котором вы, вероятно, не знали: парфюмерия.
Содержание
Почему парфюмерия была важна?
Мы не должны удивляться тому, что такой универсальный гений, как да Винчи, занимался узкоспециализированными занятиями – в конце концов, он изучал геологию за столетия до того, как кому-либо еще в Европе пришло в голову начать изучать камни для получения знаний. Хотя, на самом деле создание и изучение парфюмерии в то время, вероятно, не считалось чем-то странным.
“В эпоху Возрождения, когда жил да Винчи, парфюмерия и запахи были неотъемлемой частью повседневной жизни”, – объясняет доктор Каро Вербеек, историк ароматов и искусства, работающая в Кунстмузеуме в Гааге и Свободном университете Амстердама, автор книги “Sul Naso”, которая изучает пересечение запахов и искусства уже более двух десятилетий.
Если бы вы отправились на машине времени в эпоху да Винчи, вас бы встретила насыщенная смесь ароматов практически в любой ситуации. Там была целая гамма цветочных ароматов: от до сих пор популярных запахов жасмина, лаванды, розы и ириса до горьких апельсинов и миндаля, а также тех, которые мы сегодня, вероятно, не сочли бы особенно приятными. “Я думаю, что использование бирючины обыкновенной сейчас менее модно”, – комментирует Вербеек, – “так же, как и нард, который многие люди находят довольно отвратительным (у него одновременно землистая и сырная нота)”.
Также были ароматы, созданные из дорогих смол и бальзамов – такие вещи, как ладан и мирра, были “очень популярны”, – рассказывает Вербеек, – “и не только для религиозных целей”.
Парфюмерия использовалась не только для того, чтобы приятно пахнуть – хотя, конечно, это было одним из ее применений. Скорее, это было что-то, с чем вы сталкивались на протяжении всего дня: в домах и больницах; во время церковных служб, домашних дел и даже при преследовании злоумышленников.
Мы не шутим – даже насчет последнего. “Некоторые ароматы создавались для католических ритуалов”, – говорит Вербеек, – “например, сжигание ладана в церкви – per fumum изначально означает ‘через дым’, что было способом поклонения богам с незапамятных времен”. На другом конце спектра были то, что да Винчи называл “di odori sgradevoli”, или “неприятные запахи”: “зловонные композиции”, – объясняет она, специально созданные “для отпугивания преступников”.
“Один из рецептов да Винчи содержал мочу и человеческие фекалии, которые нужно было хранить в стеклянной банке под кучей навоза в течение месяца”, – отмечает она. “Затем это можно было использовать как своего рода ‘вонючую бомбу'”.
Еще больше ароматов использовалось для очистки и ароматизации тканей, как при обычной стирке – “слово ‘лаванда’ происходит от lavare”, – отмечает Вербеек, – “что означает ‘мыть'”, – так и для более изысканных целей. “Во время роскошных званых обедов ароматы распространялись по всему пространству”, – объясняет она, – “или салфетки ароматизировались такими запахами, как цветы апельсина. Я могла бы продолжать еще долго”.
Но пожалуй, самое важное применение – буквальное спасение жизней.
Или, по крайней мере, так бы вам сказали люди того времени. До совсем недавнего времени “люди верили, что зловоние ответственно за распространение таких болезней, как чума”, – объясняет Вербеек. Поэтому парфюмерия использовалась для предотвращения или лечения этих болезней, а также для более общего отпугивания зла – ароматы, которые да Винчи называл di odori medicinali.
Короче говоря, “ароматы выполняли множество функций”, – говорит Вербеек. “И уж точно они не были предназначены для маскировки запахов тела во времена плохой гигиены, как многие подозревают”.
Леонардо-парфюмер
Сегодня, чтобы заняться наукой о запахах, требуется либо очень специфический жизненный путь карьеры, либо случайная регистрация в неправильной схеме многоуровневого маркетинга. Однако для универсального гения эпохи Возрождения, такого как да Винчи, это, вероятно, было просто естественным продолжением его другой работы.
“Да Винчи был очарован всеми формами жизни, включая животных (он был строгим вегетарианцем) и растения, которые он тщательно изучал; не только для того, чтобы уметь рисовать и писать их, но и для их ароматов”, – объясняет Вербеек.
“У него также было оборудование для извлечения ароматов”, – рассказывает она, и он обладал очень продвинутыми знаниями в области химии. “Будучи от природы любопытным и экспериментатором, он, должно быть, начал производить собственные ароматы”, – говорит Вербеек.
Как и во многих других его работах, эксперименты да Винчи с парфюмерией были одновременно всеобъемлющими и инновационными. Он “хорошо знал техники извлечения ароматов, такие как l’infusione in liquidi alcoolici (настаивание в жидких спиртах), которое является типом мацерации, при котором жидкость поглощает ароматические вещества растений”, – объясняет Вербеек. “Но он также знал анфлераж, который был очень передовым в то время. В этом процессе нежные цветы помещаются на (животный) жир, который притягивает ароматные эфирные масла”.
Это звучит как квинтэссенция самого да Винчи: загадочно, слегка причудливо – такое хобби, которым вы бы занялись, только если бы уже исчерпали все другие области исследований. Но на самом деле Леонардо был далеко не уникален в этом интересе: “он не был единственным художником-парфюмером в то время”, – говорит Вербеек.
“Художники в эпоху Возрождения часто покупали ингредиенты для своих красок и лаков в farmacia – аптеке”, – объясняет она. “Некоторые (ароматные) материалы, используемые в живописи, такие как смолы и камеди, также использовались в парфюмерии, и многие другие парфюмерные ингредиенты можно было приобрести там, что облегчало ознакомление и доступ к этим продуктам”.
Аромат был настолько неотъемлемой частью искусства эпохи Возрождения, что сегодня мы, вероятно, получаем только половину впечатления, когда видим шедевры да Винчи в музеях. Возьмем, например, “Донну Нуду” – картину, которая, как считается, была завершена учеником да Винчи под его руководством, и, согласно недавнему анализу, изначально пахла “лесом после дождя”.
Аналогично, “Дама с горностаем” Леонардо недавно была возвращена к своему первоначальному, многосенсорному великолепию: Национальный музей в Кракове, Польша, создал ароматизированную ручку для посетителей, чтобы они могли вдыхать запах, глядя на картину. “Это очень приятный, исторический музейный запах”, – рассказал ранее в этом году Томаш Савощук, ведущий исследователь проекта из Краковского экономического университета, отмечая в частности “элемент […] орехового дерева” в аромате, “потому что ореховая доска использовалась как основа для картины”.
Понимание “ароматов” Да Винчи
Итак, учитывая интерес да Винчи к ароматам и его обширные знания в этой области, возникает вопрос: почему об этой стороне его таланта так мало известно? Возможно, это связано с тем, что в отличие от его рисунков и изобретений, запахи не сохранились до наших дней. Или, возможно, это просто еще один пример того, как многогранность гения да Винчи продолжает удивлять нас даже спустя столетия.
В любом случае, эта малоизвестная страница биографии великого мастера эпохи Возрождения добавляет еще один увлекательный штрих к его и без того впечатляющему портрету. Она напоминает нам, что гений часто проявляется в самых неожиданных областях, и что даже о самых известных исторических фигурах всегда можно узнать что-то новое.
Читайте также: Пять изобретений да Винчи, которые могли бы совершить переворот в истории техники