Культуры стервятников

То чтимые, то порицаемые, эти птицы, часто ассоциирующиеся со смертью, появлялись в произведениях искусства на протяжении тысячелетий. Вот краткая история стервятников.

У этих птиц, возможно, худший маркетинг среди всего пернатого мира. На самом деле они полезны и величественны, практичны и прекрасны, но редко кто первым вспоминает эти эпитеты при слове “стервятник”.

Двадцать три вида стервятников парят над пятью континентами, и среди них есть одни из крупнейших летающих птиц на Земле. Они выполняют жизненно важную роль в экосистемах, очищая их от падали, тем самым уменьшая распространение смертельных болезней, таких как сибирская язва и бешенство. Тем не менее, их связь со смертью прочно укоренило их в народном воображении как полную противоположность чистоты. Их считают грязными, жадными, ненадежными созданиями – образ, который в основном преследовал их на протяжении тысячелетий в искусстве. Но есть и другие способы увидеть и изобразить стервятника, как есть и другие способы рассматривать смерть; действительно, то, как общество решает изображать птицу, говорит не только о предмете, но и о художнике и культуре.

стервятник
Богиня Нехбет, Храм Хатшепсут.

Стервятники были с нами с самого начала

Они были тесно связаны с некоторыми из древнейших известных произведений искусства и ремесел, включая творческое использование частей их тел в качестве инструментов в древнем мире. Найденная в пещере Холе Фельс на юге Германии, флейта, сделанная из кости грифа-стервятника, датируется возрастом как минимум в 35 000 лет; ее изощренность – пять игровых отверстий и V-образный мундштук – предполагает, что ремесло изготовления флейт из костей стервятников еще старше.

Возможно, древнейшим сохранившимся изображением стервятника является то, которому около 11 000 лет, найденное недалеко от нынешней Анатолии в Турции. Так называемый “Камень-стервятник” из Гёбекли-Тепе изображает птицу с ее неповторимой формой клюва и полосами на шее, держащее какой-то предмет – возможно, яйцо – в когтях, словно предлагая его невидимому получателю. Некоторые археологи полагают, что на этом месте сегодня находится старейший храм, построенный человеком в мире.

Коренные народы в своем искусстве и рассказах изображали стервятников по-разному – как вестников богов, перевозящих души умерших в загробную жизнь, или как злобных духов, приносящих смерть.

Для народа камаюра в Бразилии Млечный Путь в ночном небе управлялся двухголовым стервятником-богом Урубуцином, который когда-то жадно удерживал весь свет во Вселенной у себя. Позже побежденный, он был вынужден поделиться светом, отдав половину Солнцу и Луне. Некоторые исследователи обнаружили, что примерно в I веке нашей эры среди найденных золотых артефактов изображения стервятников были более распространены, чем изображения других животных. Во многих ранних мезоамериканских культурах эта птица изображалась на керамике и статуях. Майя, проживавшие в Центральной Америке, имели сложные духовные отношения со стервятником. Хотя они ассоциировали его со смертью и несчастьем, майя также чтили его как священное существо. Такой баланс более распространен в системах верований коренных народов по всему миру, чем в западных религиях. Стервятник – он ни добрый, ни злой, а просто сила природы, имеющая как положительные, так и отрицательные аспекты, и, очевидно, важная во многих культурах и традициях.

стервятник
Ацтекский кувшин в виде стервятника.

Мать-богиня Египта  

Кочевники, вероятно, впервые прошли по тому региону, который сегодня известен как Египет, по меньшей мере 400 000 лет назад, о чем свидетельствуют вырезанные каменные орудия, найденные по всему региону. Но только около 6000 г. до н.э. они начали селиться в районах, включая долину Нила; гораздо позже эти группы объединились в самую раннюю форму страны, которую мы знаем как Египет. С самого начала стервятник был центральным символом региона, а также новой правящей династии фараонов и важного божества – богини Нехбет.

Нехбет была покровительницей сначала города Нехеб, а затем всего Верхнего Египта; изначально ее символизировал стервятник. Стервятников ассоциировали со смертью, но также с жизнью и рождением. Фактически, египетское слово для обозначения матери писалось с иероглифом стервятника. Жрицы Нехбет совершали свои обряды, одетые в перья этих птиц. Священное объединение стервятников распространилось от Нехбет до таких богинь, как Исида и Мут, что интересно, всегда сохраняя свою связь с женской стороной египетского пантеона.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта около 3000 г. до н.э. символы двух регионов – стервятник и кобра – стали синонимами фараонов. На протяжении столетий правители Египта всегда изображались с обоими символами, олицетворяя новое единство государства.

стервятник
Рельефная табличка со Стервятником и Коброй.

Птицы войны

Около 2450 г. до н.э. два месопотамских городских государства, называемых Лагаш и Умма, вступили в войну за богатые сельскохозяйственные угодья на своей границе. Конечно, это была не первая война в истории человечества, но в результате нее возник, как сообщается, старейший сохранившийся военный памятник, так называемая Стела стервятников (Стела коршунов) , каменный рельеф, заказанный царем Лагаша.

Стела изображает войну между соседними государствами и ее последствия в серии отдельных виньеток. Один фрагмент показывает кульминационную сцену битвы, где стервятники уносят головы побежденных солдат Уммы; другой – их тела, оставленные в незахороненных грудах. Ученые утверждали, что эта сцена представляет собой угрозу сверх смерти, функционируя не только как “памятный монумент”, но и как свидетельство “тех последствий, которые последуют, если Умма нарушит свои клятвы”. В Эпосе о Гильгамеше говорится, что “тот, чье тело лежит (незахороненным) в степи… его дух не успокоится в загробном мире”. Это была мощная пропаганда. Сразитесь с нами, и под угрозой окажется нечто большее, чем только ваше тело.

Стела была новаторской не только как возможная пропаганда, но и как произведение искусства. Ее даже можно описать как раннюю форму того, что мы понимаем сегодня как “мультимедиа”. Многие сохранившиеся работы из древней Месопотамии являются либо чисто текстовыми, либо почти полностью изобразительными, с лишь несколькими именами и короткими заметками, сопровождающими искусство. Стела нарушает эту бинарность, рассказывая свою историю как визуально, так и более длинными текстовыми отрывками. Два аспекта неразделимы и равно важны. Есть детали в тексте, которых нет в произведении искусства, и наоборот. Для того времени это, должно быть, был мощный способ повествования.

Стервятники продолжали появляться в военной и политической пропаганде на протяжении современной эпохи. В начале 1800-х годов испанский художник Франсиско Гойя начал набрасывать свои впечатления от завоевания Европы Наполеоном. После его смерти они были опубликованы в томе под названием “Бедствия войны” (1863). На одном из примечательных изображений он нарисовал стервятников, клюющих трупы на пути завоевателя. В то время, когда войну в основном увековечивали в славе победители, наброски Гойи были по-своему столь же новаторскими, как и Стела тысячелетия назад. Они показывали правду войны как кровавую и ужасную. Там, где Стела использовала этот ужас, чтобы внушить страх врагам, Гойя внушал страх самой войны и тех ужасов, которые она заставляла людей творить друг с другом.

По другую сторону Атлантики стервятники использовались обеими сторонами в Гражданской войне в США как символ алчности, жадности и отчаяния врага. 

стервятник
Реконструкция “Стелы стервятников”, известняк, около 2450 г. до н. э.

Где мы сейчас

В XXI веке наши впечатления о стервятниках остаются негативными, омраченными подозрением и отвращением. Мы порицаем богатых инвесторов как “стервятников капитализма” и осуждаем “культурных стервятников”, присваивающих обычаи других. Как и любой образец художественного изображения, то, как мы видим и показываем стервятников, имеет более высокие ставки, чем мы думаем. Как сказал сенегальский инженер лесного хозяйства Баба Диум: “В конце концов, мы сохраним только то, что любим; мы будем любить только то, что понимаем, и будем понимать только то, чему нас учат”.

Стервятники получают мало любви, и это оказывает серьезное влияние на их популяцию с точки зрения экологии и здравоохранения. В Индии и Африке люди убили – как преднамеренно, так и непреднамеренно – большинство стервятников, уничтожив и санитарные услуги, которые они издавна оказывали. Чем больше ученые узнают о стервятниках, тем больше мы понимаем, насколько они жизненно важны для экосистем и для нас. Если мы хотим защитить их – и позволить им и дальше защищать нас, – нам придется изменить свое отношение к стервятникам. Мы можем прислушаться к урокам традиций, которые почитали этих птиц, оставив страх и ненависть к ним в прошлом, где им и место.

Читайте также: Семь Сестер – древняя история, дошедшая до нас с 100 000 года до нашей эры

zvezd 01 2
linza 01
acztek 01
kosmos 01
marsohod 01
Самые быстрые звезды в галактике могут быть управляемы инопланетянами
Самые быстрые звезды в галактике могут быть управляемы инопланетянами
Первая известная двойная гравитационная линза — космический телескоп, ведущий в далекую Вселенную
Первая известная двойная гравитационная линза — космический телескоп, ведущий в далекую Вселенную
Свисток смерти ацтеков: звук, рожденный для того, чтобы преследовать разум
Свисток смерти ацтеков: звук, рожденный для того, чтобы преследовать разум
Пребывание в космосе замедляет мышление, но это не мешает космонавтам выполнять задачи
Пребывание в космосе замедляет мышление, но это не мешает космонавтам выполнять задачи
Марсоход “Кьюриосити” от NASA готовится войти в регион «паутин» на горе Шарп
Марсоход “Кьюриосити” от NASA готовится войти в регион «паутин» на горе Шарп
previous arrow
next arrow
Поделиться

Добавить комментарий