Разрушение великой Александрийской библиотеки было названо одной из самых больших потерь древнего мира. На ее полках хранилось около миллиона документов из Ассирии, Греции, Персии, Египта, Индии и многих других могущественных цивилизаций того времени. Никаких следов библиотеки никогда не было найдено, лишь исторические записи говорят о ее катастрофической утрате.
Содержание
Возвышение Александрии
Александрия, один из величайших городов древнего мира, была основана Александром Македонским после завоевания им Египта в 332 году до нашей эры. После смерти Александра в Вавилоне в 323 году до н.э. Египет достался одному из его приближенных, Птолемею. Именно при Птолемее вновь основанная Александрия сменила древний город Мемфис в качестве столицы Египта. Это положило начало ее возвышению.
Однако ни одна династия не может долго просуществовать без поддержки своих подданных, и Птолемеи прекрасно понимали это. Поэтому первые цари Птолемеев стремились узаконить свое правление различными способами, включая принятие на себя роли фараона, основание греко-римского культа Сераписа и покровительство науке и образованию (хороший способ продемонстрировать свое богатство, кстати). Именно это покровительство и привело к созданию Птолемеем великой Александрийской библиотеки.
На протяжении веков Александрийская библиотека была одной из крупнейших и наиболее значимых библиотек древнего мира. Великие мыслители эпохи, ученые, математики, поэты из всех цивилизаций приходили сюда учиться и обмениваться идеями. На полках хранилось до 700 000 свитков. Однако в результате одной из величайших для академического мира трагедий библиотека была навсегда потеряна, и ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, как она была уничтожена.
Теория 1: Юлий Цезарь
Возможно, один из самых интересных рассказов о ее уничтожении исходит от римских писателей. Согласно нескольким авторам, Александрийская библиотека была случайно уничтожена Юлием Цезарем во время осады Александрии в 48 году до нашей эры. Плутарх, например, приводит такой рассказ:
“Когда враг попытался отрезать его (Юлия Цезаря) флот, он был вынужден отразить опасность с помощью огня, который распространился с верфей и уничтожил великую библиотеку”.
(Плутарх, Жизнь Юлия Цезаря, 49.6)
Однако этот рассказ вызывает сомнения, так как Александрийский Мусейон (или Музей), который находился прямо рядом с библиотекой, не пострадал, о чем упоминает географ Страбон примерно через 30 лет после осады Александрии Цезарем. Тем не менее, Страбон не упоминает саму Александрийскую библиотеку, тем самым поддерживая утверждение, что Цезарь был ответственен за ее сожжение.
Однако, поскольку библиотека была пристройкой к Музею, а Страбон его описывает, возможно, что библиотека все еще существовала во времена Страбона. Вполне вероятно, что Страбон не чувствовал необходимости говорить о библиотеке, поскольку он уже рассказал о Мусейоне, либо тем, что библиотека к тому времени перестала быть научным центром, которым она когда-то была (идея “сокращения бюджета” кажется все более вероятной). Кроме того, было высказано предположение, что пожар, устроенный Цезарем, уничтожил не библиотеку, а склады возле порта, где хранились рукописи.
Теория 2: Христиане
Второй возможный виновник пожара – христиане IV века нашей эры. В 391 году император Феодосий издал указ, который официально объявил вне закона языческие обряды. Таким образом, Серапеум или храм Сераписа в Александрии был разрушен и превращен в христианскую церковь. Считается, что при этом были уничтожены многие документы. Однако это была не Александрийская библиотека, да и вообще не библиотека, хотя считается, что в Сераписе хранилось около десяти процентов документов Александрийской библиотеки.
Но ни один древний источник не упоминает о разрушении какой-либо библиотеки в этот период времени. Следовательно, нет никаких доказательств того, что христиане IV века уничтожили Александрийскую библиотеку.
Теория 3: Мусульмане
Еще вероятным виновником этого преступления может быть мусульманский халиф Омар. Согласно этой истории, некий “Иоанн Грамматик” (490-570) просит у Амра, победоносного мусульманского полководца, “книги из царской библиотеки”. Амр обращается к Омару за указаниями, и Омар отвечает:
“Если эти книги согласуются с Кораном, то мы не нуждаемся в них, а если они противоречат Корану, то уничтожьте их.”.
В этой истории есть как минимум две проблемы. Во-первых, здесь нет упоминания о какой-либо библиотеке, только о книгах. Во-вторых, эта история была написана сирийским христианским писателем и, возможно, была придумана, чтобы очернить образ Омара.
Тайна остается тайной
К сожалению, археология не смогла внести большой вклад в эту загадку. В Александрии редко находили папирусы, возможно, из-за климатических условий, которые неблагоприятны для сохранения органического материала. Да и остатки самой Александрийской библиотеки никогда не были обнаружены. Это связано с тем, что Александрия и сегодня заселена, а археологам разрешено проводить только спасательные раскопки.
Хотя может быть удобно обвинять одного человека или группу людей в разрушении того, что многие считают величайшей библиотекой древнего мира, это, возможно, является чрезмерным упрощением.
Вполне вероятно, что Александрийская библиотека вовсе не сгорела, а была постепенно заброшена с течением времени. Если она была создана для демонстрации могущества Птолемеев, то ее упадок также мог быть связан с экономической деградацией. Поскольку птолемеевский Египет постепенно стагнировал на протяжении веков, это могло отразиться и на состоянии библиотеки. Если Александрийская библиотека и дожила до первых веков нашей эры, то ее золотые времена явно остались в прошлом, поскольку новым центром мира стал Рим.
Читайте также: Металлическая библиотека Куэва-де-Лос-Тайос