Вопрос авторства Библии очень сложен.
Библия рассказывает общую историю мира: сотворение, грехопадение, искупление и Божий Страшный суд над живыми и мертвыми.
Ветхий Завет (датируемый 300 годом до н. э.) начинается с сотворения мира и Адама и Евы, их непослушания Богу и изгнания из Эдемского сада.
Новый Завет повествует об искуплении человечества жизнью, смертью и воскресением Иисуса. Всё завершается в книге Откровение, где рассказывается о конце истории и Страшном суде Божьем.
В течение первых 400 лет существования христианства церковь не торопилась с принятием Нового Завета и, наконец, в 367 году н.э. власти утвердили 27 книг, из которых он состоит.
Но кто же написал Библию?
В целом существует четыре различные теории.
Содержание
1. Библию написал Бог
Все христиане согласны с непререкаемым авторитетом Библии. Многие считают ее богооткровенным Словом Божьим. Однако существуют значительные разногласия по поводу того, что это значит.
В самом крайнем случае это означает, что слова сами по себе боговдохновенны – Бог продиктовал Библию ее создателям, которые были всего лишь Божьими музыкантами, исполняющими божественную композицию.
Уже во втором веке христианский философ Юстин Мученик считал, что святым людям необходимо лишь:
“подчинить свои очищенные лица руководству Святого Духа, чтобы этот божественный плектр с небес, как бы используя их в качестве арфы или лиры, открыл нам божественные и небесные истины”.
Другими словами, Бог диктовал слова библейским секретарям, которые в точности все записывали.
Эта точка зрения сохранилась и в средневековой католической церкви. Католический теолог Фома Аквинский в XIII веке выразился просто: “Автор Священного Писания – Бог”. Он уточнил это, сказав, что каждое слово в Священном писании может иметь несколько смыслов – другими словами, его можно по-разному интерпретировать.
В 1500-х годах по Европе прокатилось движение религиозных реформ, известное как протестантизм. Наряду с существующими католическими и восточно-православными традициями христианства образовалась новая группа церквей.
Протестанты подчеркивали авторитет “только Священного Писания” (“sola scriptura”), то есть текст Библии был высшим авторитетом для церкви. Это придавало большее значение Священному Писанию, а идея “божественной диктовки” получала все большую поддержку.
Так, например, протестантский реформатор Джон Кальвин заявлял:
“Мы полностью убеждены, что пророки говорили не по собственному внушению, но что, будучи органами Святого Духа, они произносили только то, что им было поручено возвестить с небес”.
“Божественная диктовка” была связана с идеей о том, что Библия не содержит ошибок (инертна) – потому что слова были продиктованы Богом.
В целом, на протяжении первых 1 700 лет христианской истории это предполагалось, если не аргументировалось. Но начиная с XVIII века и история, и наука начали сомневаться в истинности Библии. И то, что раньше воспринималось как непреложный факт, стало рассматриваться как миф и легенда.
Невозможность какой-либо ошибки в Писании стала доктриной, стоящей во главе движения XX века, известного как фундаментализм. Чикагское заявление о библейской непогрешимости 1978 года гласило:
“Будучи целиком и полностью богодухновенным, Писание не имеет ошибок и изъянов во всем своем учении, не только в том, что оно говорит о деяниях Бога в творении, о событиях мировой истории и о своем собственном литературном происхождении под Богом, но и в своем свидетельстве о спасительной благодати Божьей в жизни каждого человека”.
2. Бог вдохновил писателей: консервативный вариант
Альтернативой теории божественной диктовки является божественное вдохновение писателей. В этом случае в написании Библии участвовали и Бог, и люди. Таким образом, не слова были продиктованы, а авторы были вдохновлены Богом.
Существует две версии этой теории, восходящие к эпохе Реформации. Консервативная версия, которой отдавал предпочтение протестантизм, гласила: хотя Библия была написана людьми, Бог был доминирующей силой в этом сотрудничестве.
Протестанты верили, что суверенитет Бога преобладает над свободой человека. Но даже реформаторы, Мартин Лютер и Джон Кальвин, признавали, что различия в библейских историях могут быть обусловлены человеческим вмешательством.
Католики были более склонны признавать человеческую свободу выше божественного суверенитета. Некоторые заигрывали с идеей, что авторство принадлежит человеку, а Бог вмешивается только для того, чтобы предотвратить ошибки.
Например, в 1625 году Жак Бонфрер заявил, что Святой Дух действует: “не диктуя и не вдохновляя, но как человек следит за другим, пока тот пишет, чтобы не допустить ошибок”.
В начале 1620-х годов архиепископ Сплита Маркантонио де Доминис пошел немного дальше. Он провел различие между теми частями Библии, которые были открыты авторам Богом, и теми, которые не были открыты. В последних, по его мнению, возможны ошибки.
Его мнение было поддержано примерно 200 лет спустя Джоном Генри Ньюманом, который возглавил Оксфордское движение в Церкви Англии, а затем стал кардиналом (а затем и святым) в Римско-католической церкви.
Ньюман утверждал, что богодухновенные книги Библии перемежались с человеческими дополнениями. Другими словами, Библия была вдохновлена в вопросах веры и морали – но не, скажем, в вопросах науки и истории. Временами было трудно отличить эту консервативную точку зрения от “божественной диктовки”.
3. Бог вдохновил писателей: либеральный вариант
В XIX веке как в протестантских, так и в католических кругах консервативная теория уступила место более либеральной точке зрения. Авторы Библии были вдохновлены Богом, но они были “детьми своего времени”, их труды определялись культурным контекстом, в котором они писали.
Эта точка зрения, признавая особый статус Библии для христиан, допускала ошибки. Например, в 1860 году англиканский теолог Бенджамин Джоуэтт заявлял: “любая истинная доктрина о вдохновении должна соответствовать всем хорошо известным фактам истории или науки”.
Для Джоуэтта придерживаться истинности Библии вопреки открытиям науки или истории – значит наносить вред религии. Временами, однако, трудно отличить либеральный взгляд на вдохновение от того, что “вдохновение” вообще не имеет никакого значения.
В 1868 году консервативная католическая церковь выступила против более либеральных взглядов, заявив о прямом авторстве Бога над Библией. Церковный собор, известный как 1-й Ватиканский собор, заявил, что и Ветхий, и Новый Заветы были: “написаны под вдохновением Святого Духа, их автором является Бог”.
4. Люди написали ее без божественной помощи
В наиболее либеральных христианских кругах к концу XIX века понятие Библии как “боговдохновенной” потеряло всякий смысл.
Либеральные христиане могли присоединиться к своим светским коллегам и игнорировать вопросы исторической, научной точности или непогрешимости Библии. Идея о том, что Библия – дело рук человеческих, теперь была общепринятой. А вопрос о том, кто ее написал, сравнивали с вопросами об авторстве любого другого древнего текста.
Простым ответом на вопрос “кто написал Библию?” стал: авторы, названные в Библии (например, Матфей, Марк, Лука и Иоанн – авторы четырех Евангелий). Но идея авторства Библии сложна и проблематична. (Как и исторические исследования древних текстов в целом).
Отчасти это связано с тем, что трудно определить конкретных авторов.
Содержание 39 книг Ветхого Завета такое же, как и 24 книг еврейской Библии на иврите. В современных исследованиях Ветхого Завета общепризнано, что эти книги были созданы не одним автором, а стали результатом длительной и изменчивой истории передачи историй от одного рассказчика другому.
Вопрос авторства, таким образом, касается не отдельного писателя, а множества авторов, редакторов, переписчиков и редакторов – вместе с множеством различных версий текстов.
Так же обстоит дело и с Новым Заветом. Хотя святому Павлу приписывают 13 посланий, авторство семи из них (Ефесянам, Колоссянам, 2-м Фессалоникийцам, 1-му Тимофею, 2-му Тимофею, Титу и Евреям) вызывает сомнения. Также ведутся споры о традиционном авторстве ряда остальных Посланий. Книга Откровение традиционно приписывалась ученику Иисуса Иоанну. Однако сейчас общепризнано, что он не был ее автором.
Традиционно считалось, что авторами четырех Евангелий являются апостолы Матфей и Иоанн, Марк (спутник ученика Иисуса Петра) и Лука (спутник Павла, распространившего христианство в греко-римском мире в I веке). Однако анонимно написанные Евангелия стали приписываться этим деятелям лишь во II и III веках.
Даты создания Евангелий также указывают на то, что они были написаны не очевидцами жизни Иисуса. Самое раннее Евангелие, Марка (65-70 гг. н. э.), было написано примерно через 30 лет после смерти Иисуса (в 29-34 гг. н. э.). Последнее Евангелие, Иоанна (90-100 гг. н. э.), было написано примерно через 60-90 лет после смерти Иисуса.
Очевидно, что автор Евангелия от Марка опирался на традиции, циркулировавшие в ранней церкви о жизни и учении Иисуса, и объединил их в форме древней биографии.
В свою очередь, Евангелие от Марка послужило основным источником для авторов Евангелий от Матфея и Луки. Каждый из этих авторов имел доступ к общему источнику (известному как “источник Q”) изречений Иисуса, а также к материалам, уникальным для каждого из них.
Короче говоря, неизвестных авторов Евангелий было много.
Интересно, что другая группа текстов, известная как апокрифы, была написана в период между Ветхим и Новым Заветами (400 г. до н. э. – I в. н. э.). Католическая церковь и восточная православная христианская традиция считают их частью Библии, но протестантские церкви не признают их авторитетными.
Божественное или человеческое: почему это важно?
Вопрос о том, кто написал Библию, важен потому, что четверть христианского населения планеты верит, что Библия – не просто человеческое творение.
Вдохновленная Богом, она имеет трансцендентное значение. Как таковая, она дает христианам окончательное понимание того, как устроен мир, что означает история и как следует жить человеку.
Это важно, потому что библейское мировоззрение является скрытой (хотя, часто и не очень скрытой) причиной экономических, социальных и личных практик. Оно остается, как и всегда, одним из основных источников как мира, так и конфликтов.
Это важно еще и потому, что Библия остается самым важным собранием книг в западной цивилизации. Независимо от наших религиозных убеждений, она формировала и формирует всех нас – сознательно или бессознательно, во благо или во вред.
Филип К. Алмонд, почетный профессор истории религиозной мысли, Квинслендский университет.
Читайте также: Кто решал, какие тексты войдут в Библию?