Волшебный ковер – это вид транспорта, наиболее часто встречающийся в восточных сказках. Их называют летающими, поскольку они переносят своих владельцев из одного места в другое по воздуху.
Хотя волшебные ковры, пожалуй, чаще всего ассоциируются со сказками “Тысячи и одной ночи”, они также упоминались в произведениях различных цивилизаций в разные периоды истории.
История летающих ковров
Интересно, что, вопреки распространенному мнению, волшебный ковер не занимает значительного места в “Тысяче и одной ночи”. Например, в рукописи Галланда, самой древней рукописи, содержащей первые 282 (из 1001) истории, волшебные ковры вообще не упоминаются.
В оригинальной версии сказки “Аладдин и волшебная лампа” похищение принцессы Бадрулбадур и ее жениха в брачную ночь происходит не на волшебном ковре, а на прямо брачном ложе, которое перенес по воздуху джинн из лампы.
Похоже, что самой ранней исторической фигурой, связанной с волшебными коврами, является царь Соломон. Существует, по крайней мере, две версии сказки о царе Соломоне и его волшебном ковре. Одна из них, как считается, была написана еврейским ученым Исааком Бен Шерирой в XIII веке н.э. Считается, что эта история была скомпилирована из двух древних произведений, которые впоследствии были утеряны.
Рассказы Шериры
В рассказе Бен Шериры говорится, что у легендарной царицы Савской был придворный алхимик, который сумел заставить небольшой коричневый коврик парить над землей. Спустя годы ученый усовершенствовал свое мастерство, когда обнаружил, что хитрость заключается не в процессе прядения ковра, а в его окраске. Узнав об этом, царица приказала изготовить большой волшебный ковер и послать его царю Соломону в знак своей любви. По преданию, этот ковер был сделан из зеленого шелка, расшитого золотом и серебром и усыпанного драгоценными камнями. Говорят, что ковер был настолько велик, что на нем могло стоять все царское войско.
Когда ковер доставили, Соломон был занят строительством Иерусалимского храма. Он не смог принять подарок и отдал его одному из своих придворных. Весть о столь холодном приеме вскоре дошла до царицы Савской, она была убита горем и решила больше не иметь ничего общего с волшебными коврами. Лишившись царского покровительства, алхимик (и его ремесленники) больше не могли изготавливать свои волшебные ковры, а знания волшебной технологии были навсегда утеряны. В другом варианте истории, ремесленники, занимавшиеся изготовлением волшебного ковра, долгие годы скитались по свету, а затем осели где-то в Месопотамии.
В другой версии истории Соломона, царь получил свой волшебный ковер от самого Всевышнего. Этот ковер, по преданию, мог в любой момент поднять в воздух 40000 человек. Считается, что, владея этим ковром, Соломон не смог справиться со своей гордыней. В конце концов Бог решил наказать его и, когда ковер находился в полете с полной нагрузкой, немного встряхнул его. В результате все 40000 человек, находившихся на нем, упали и погибли.
Помимо средства передвижения, волшебные ковры изображались еще и как своеобразное оружие, которое использовалось во время войн. Одна из таких историй связана с парфянским царем конца II в. до н.э. по имени Фраат II. Считается, что в 130 г. до н.э. этот царь вел войну с Антиохом VII, правителем империи Селевкидов. По преданию, Фраат с высоты гор Загроса вылетел навстречу врагу на ковре-самолете и уничтожил неприятеля огнем и молниями.
По возвращении Фраату был оказан триумфальный прием, и он совершил круг над головами своих подданных на своем волшебном ковре. В другой истории, в III веке н.э. у Сасанидского правителя Шапура тоже был волшебный ковер. Используя его ковер, Шапур однажды ночью пробрался в лагерь римской армии, застал там спящего императора Валериана и похитил его.
Читайте также: Загадочный Шамир – технологии древних