Костница Иакова – археологическая находка, ставшая поводом для самого сенсационного разоблачения XXI века.
От первых обвинений в подделке в 2002 году до абсолютного молчания СМИ по окончании судебного процесса в 2013 году, подтверждающего ее подлинность – такова современная история первого археологического доказательства существования Учителя из Назарета и его братьев по плоти, о которых рассказывается в Евангелиях. Почему так много противодействия со стороны основных религий, высших научных учреждений и правительства Израиля?
Содержание
Сложная загадка
Для того чтобы разобраться в этом запутанном деле, важном и деликатном, поскольку оно представляет собой самое раннее эпиграфическое свидетельство об Иисусе из Назарета, необходимо сделать шаг назад, к году обнаружения костницы Иакова: В 2002 г. Одед Голан, известный коллекционер и эксперт по израильским древностям, обратился к профессору Андре Лемеру, крупнейшему в мире специалисту по семитской эпиграфике, работающему в парижском университете Сорбонна, с просьбой показать ему ряд ценных экспонатов и, в частности, получить экспертную оценку небольшой костницы, датируемой приблизительно I веком, которую он приобрел много лет назад.
Лемер был весьма впечатлен, заметив надпись на костнице: “Yaakov bar Yoseph achui de Yeshua” или: “Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса”. По мнению филологов, изучавших древнееврейский язык, и археологов, исследовавших костницу, она действительно датируется I веком. Сомнения вызывает только последняя часть надписи – “брат Иисуса”.
Камилла Фукс, профессор статистики Тель-Авивского университета, и другие исследователи, присоединившиеся к расследованию, оценили вероятность идентификации как очень высокую, основываясь на том, что если упоминание имени отца является обычным для подобных оссуариев, то упоминание имени умершего, отчества или имени брата вместе крайне редко встречается в литературной традиции, появляясь только в одном из зафиксированных эпиграфов, Рахмани 570.
Это означает, что вероятность того, что три приведенных персонажа являются именно теми, которые упоминаются в Евангелии, очень высока. Проще говоря, это было первое археологическое, а не просто текстовое доказательство существования Иисуса из Назарета, выдающееся открытие, единственное в своем роде, когда-либо появлявшееся в мире библейской археологии.
Примечательно, что иудеи использовали этот способ погребения только в период с 30 по 70 год нашей эры. После смерти тело помещалось в катакомбу примерно на год, затем кости перекладывались в оссуарии среднего размера, украшенные надписями и резными деталями.
Заинтригованный этой новостью, я в то время писал книгу на эту тему: в течение нескольких лет я несколько раз обращался к Андре Лемеру за консультацией, и французский ученый всегда оставался при своем мнении, поддерживаемый в этом другими специалистами в данной области.
Но мир библейской археологии пережил потрясение необычайных масштабов: это открытие вызвало такой шум, что в дело вмешались церковные власти и спецслужбы некоторых стран, которые, не найдя ничего другого, что можно было бы оспорить, сосредоточили свои обвинения на последней части эпиграфа: “(…) брат Иисуса”, которая, как считалось, была подделана и искусственно состарена с помощью химической патины.
Почему так много возражений?
Если оссуарий действительно является вместилищем костей апостола Иакова, одного из братьев Иисуса, то это подрывает католический догмат о Maria sempre vergine (вечно девственной Марии) и возрождает интерес к фигуре мастера из Назарета, чего иудаизм и ислам предпочитают избегать, и, как мне сказали некоторые специалисты, существуют и другие политические и идеологические причины.
Однако 31 декабря 2002 г. по случаю выставки, организованной в Королевском музее Онтарио (Канада), при освобождении оссуария от упаковки, вскоре после его прибытия, техники музея обнаружили, что на нем появились трещины, одна из которых была на самой надписи, вызвавшей столько споров.
Практически одновременно была предпринята попытка дискредитировать Одеда Голана, обвинив его в фальсификации эпиграфа; был начат судебный процесс, в котором IAA (Израильское археологическое управление) и правительство Израиля поддержали часть обвинения, а Одед Голан, его сотрудники и оссуарий выступили в качестве обвиняемых. На самом деле Голан уже был ранее обвинен и осужден за подделку документов, и это способствовало затуманиванию ситуации.
Одно из самых невероятных разоблачений в истории
В течение двенадцати лет судебного процесса средства массовой информации, как на телевидении, в прессе, так и в Интернете, распространяли неверную информацию о том, что оссуарий теперь разоблачен как хорошо изготовленная подделка, а фальсификаторы близки к осуждению.
Однако с годами все больше и больше ученых, а это лучшие специалисты мира, после проведения тестов и научных расследований убеждались в том, что у обвинения не было никаких оснований для поддержки тезиса о хорошо выполненной подделке.
Чтобы выяснить истину, я вновь связался с профессором Лемером, который написал мне: “(…) костница абсолютно подлинная, но есть политические и религиозные силы, заинтересованные в том, чтобы эта находка исчезла”. Невиданное по масштабам сокрытие, драма которого разыгралась на наших глазах.
В конце судебного процесса подозреваемые из группы Одеда Голана были оправданы, суд снимал одно обвинение за другим по мере появления все новых и новых уточняющих улик.
24 июня 2009 года Одед Голан рассказал мне, как все было на самом деле.
Если вначале некоторые ученые поддерживали тезис обвинения, то теперь все ученые сошлись во мнении: патина, нанесенная на надпись, была признана подлинной в результате химического анализа. Кроме того, на надписи и на оссуарии был обнаружен микроорганизм – грибок, которому требуется не менее ста лет, чтобы разрастись до нескольких сантиметров.
Он покрывал обширную площадь оссуария, в частности, его присутствие было обнаружено на всей надписи. Это означает, что ее датировка должна быть принудительно отнесена на много веков назад, примерно к I в. н.э., то же самое относится и ко всему эпиграфу.
Я задал Голану тот же вопрос, который в свое время задал Лемеру – о причинах столь резкого неприятия костницы официальными властями, и он дал мне тот же ответ, что и французский специалист: “(…) Это очень деликатный вопрос, потому что Ватикан не признает существование братьев Иисуса. Более того, IAA и правительство, которое поддерживало Археологическое управление, подняли такой шум, что теперь возник реальный вопрос имиджа: лобби IAA очень влиятельно, и признание вопиющей ошибки нанесло бы ущерб его общественному авторитету.
Кроме того, ряд ученых сначала побоялись идти против высшей инстанции по контролю за археологическим наследием и решили поначалу поддержать оценки. Но теперь все ясно, процесс идет, и суд все меньше и меньше верит в первоначальные тезисы. Судебный процесс может закончиться через несколько месяцев, но IAA и израильское правительство не хотят терять лицо и упрямо продолжают борьбу, которую они уже проиграли”.
Необыкновенная тайна на глазах у всех: со временем правда всплыла четко и ясно, вот только для большей части большой аудитории, находящейся под влиянием предлагаемой СМИ точки зрения, совершенно неверной в этом вопросе, находка так и осталась фальшивкой. Лишь несколько лет назад некоторые онлайновые энциклопедии обновили информацию о Костнице Иакова, окончательно закрыв дело.
Основная проблема заключается в том, что все, что касается этой темы, остается специализированной информацией, предназначенной для очень избранной и ограниченной аудитории – специалистов по библейской археологии.
Журнал BAR (Bible Archaeology Review – Обзор библейской археологии) в своих многочисленных статьях, посвященных судебному процессу века, всегда последовательно утверждал, что оссуарий Иакова не является подделкой: судья окончательно закрыл процесс, заявив, что “находка является подлинной”. Сертификация теперь проверена и не вызывает никаких разумных сомнений. Одед Голан оправдан по всем пунктам обвинения”.
Позже мне довелось вновь пообщаться с профессором Лемером, и он сказал мне, что всегда оставался того же мнения. В его словах я отчетливо почувствовал сильную горечь, вызванную, вероятно, как отсутствием интереса со стороны СМИ, так и сильным противодействием, которое он получал в течение многих лет, поддерживая свой тезис, который в итоге оказался верным.
В любом случае, как это часто бывает в истории, одна из важнейших археологических находок, единственное свидетельство существования Христа, исчезает под завесой молчания, в эффективном тумане дезинформации и фальшивых новостей.
Кем был Иаков Праведный?
Сын Иосифа и Марии и брат Иисуса по плоти, Иаков был автором Книги Иакова. В начале служения Иисуса он представляется одним из его неверующих братьев, когда они заявляют: “Он сошел с ума” (Марка 3:21). Однако после смерти Иисуса и перед Пятидесятницей 33 г. Иакову было велено быть вместе с матерью, братьями и апостолами в верхней горнице в Иерусалиме, чтобы помолиться.
Иисус лично явился Иакову, как об этом говорится в 1-м послании Коринфянам 15:7, и убедил его, некогда неверующего, в том, что он действительно Мессия. Со временем Иаков стал весьма уважаемым членом Иерусалимской церкви, его стали считать апостолом, или посланным, учеником, которого Иисус лично обучал и наставлял, и ему отводилась важная руководящая роль в христианской общине.
Деяния и послания Павла дают нам более четкое представление об Иакове несколько лет спустя, как о старейшине иерусалимской общины и члене руководящего органа христиан.
В Послании к Коринфянам, написанном около 55 года н.э., Павел намекает, что Иаков был женат, как и большинство апостолов и пресвитеров (1 Коринфянам 9:5).
Иаков известен также как Иаков Праведный, что говорит о его известном образе жизни. К сожалению, у нас мало сведений о жизни Иакова и еще меньше о его смерти: только Иосиф (Тит Флавий Иосиф, урожденный Йосеф бен Матитьяху) в своих “Иудейских древностях” сообщает, что смерть Иакова произошла в промежутке между смертью правителя Феста около 62 г. н.э. и приходом его преемника Альбина.
Отрывок гласит: “(…) Первосвященник Ананий созвал судей синедриона и привел к ним человека по имени Иаков, брата Иисуса, называемого Христом, и некоторых других. Он обвинил их в нарушении закона и предал их побиению камнями”.
Братья и сестры Иисуса и догмат о вечной девственности Марии
1 ноября 1950 г. папа Пий XII, Эудженио Пачелли, который в качестве представителя Ватикана подписал Конкордат с Гитлером (1933 г.), установил новый догмат, который верующие должны принять как тайну веры, не подлежащую доказательству, – так называемый догмат о Марии вечно девственной (di Maria sempre vergine). Он определял состояние вечной девственности Матери Иисуса даже после ее брака с Иосифом.
Объяснение, данное католическими властями в поддержку этого догмата, не совпадает со свидетельствами Евангелий. Греческий термин “братья и сестры Иисуса”, используемый в Евангелиях (даже в последующих переводах, где в оригинале был арамейский/еврейский), никогда не обозначал двоюродных братьев или родственников в общем смысле, как учит Церковь, но указывает на братьев по плоти, происходящих от одной матери.
Более того, в Евангелии от Матфея 1:24, 25 ясно сказано: “Тогда Иосиф, пробудившись от сна, сделал то, что сказал ему Ангел Иеговы, и привел жену свою домой. Но он не имел с нею половой связи до тех пор, пока она не родила ему сына и не нарекла ему имя Иисус”.
Затем, после рождения Иисуса, Иосиф стал вести нормальную половую жизнь со своей женой, в результате которой у него родилось несколько детей. В четырех Евангелиях, Деяниях апостолов и двух посланиях Павла упоминаются “братья Господни”, “брат Господень”, “братья его”, “сестры его”, причем по именам указаны четыре из этих “братьев”: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда. (Мф 12:46; 13:55, 56; Мр 3:31; Лк 8:19; Ин 2:12; Деян 1:14; 1Со 9:5; Гал 1:19).
Ученые в целом согласны с тем, что семья Иисуса состояла из двух родителей и по крайней мере четырех братьев и сестер, родных сыновей Иосифа и Марии, а может быть, и больше.
Во время служения Иисуса в Евангелиях говорится, что “братья Его не уверовали в Него”, и это, конечно, исключает, что они были Его братьями в духовном смысле. (Ин 7:3-5): как мы уже видели, среди них был и Иаков. Тезис католиков о том, что слово “брат” имеет более широкое значение как “двоюродный брат”, неверен, если принять во внимание синтаксические данные греческого Нового Завета: когда в Евангелиях говорится о братьях Иисуса по плоти, используется греческое adelfòs (сын одной матери), тогда как в случае родственника используется термин syggenòs, а в случае двоюродного брата – anepsiòs. В конечном итоге не остается сомнений в том, что у Иисуса было несколько братьев и сестер, сыновей и дочерей Иосифа и Марии.
Пьерлуиджи Томбетти. Писатель, обозреватель и редактор в области истории и археологии, автор многочисленных репортажей, статей и эссе.
Читайте также: Странное вознесение Иисуса Христа