Если говорить о научных идеях, то большинство из них забывается почти сразу же после публикации в рецензируемом журнале. Но изредка, некоторые из них по счастливой случайности появляются в нужный момент и в нужное время, и именно они способны изменить весь мир.
Так произошло и с гипотезой Гайи, которая была первоначально предложена эрудитом и пионером экологии Джеймсом Лавлоком. 26 июля 2022 семья британского ученого сообщила, что он мирно скончался в свой 103-й день рождения.
Первый признак того, насколько потенциально революционной будет идея, определяется тем, насколько сильно она отвергается в момент ее выдвижения. Второй признак – насколько простой и очевидной она кажется молодым поколениям.
Лавлок впервые задумался о концепции Гайи в 1965 году: “Личное откровение о Гайе пришло ко мне совершенно внезапно – как вспышка просветления”.
В 1972 году он публично обнародовал концепцию, представив всю планету Земля как гигантский суперорганизм, с ее мириадами сложных биологических и небиологических систем, действующих как единое целое в состоянии хрупкого равновесия.
“Его теория Гайи, задуманная вместе с консультантом Пентагона Дайан Хичкок и отточенная в сотрудничестве с американским биологом Линн Маргулис, заложила основы науки о земных системах и нового понимания взаимодействия между жизнью, облаками, горными породами и атмосферой. Он также предупреждал в более ясных выражениях, чем кто-либо из его коллег, об опасности, которую несет человечество для необыкновенной сети связей, делающих Землю уникальным живым организмом в нашей Вселенной”.
Джонатан Уоттс, редактор отдела глобальной экологии газеты “Гардиан”
Гипотеза Гайи появилась после контркультурного движения 60-х годов, когда молодежь в развитых странах – часто под влиянием психоделических экспериментов – озаботилась проблемой выживания мира не только из-за риска ядерной войны между двумя сверхдержавами, но и из-за растущего уровня промышленного загрязнения и других опасных дисбалансов, вызванных перенаселением. Тот факт, что Лавлок решил назвать свою революционную концепцию в честь греческой богини Земли, возможно, сделал ее как более привлекательной движения хиппи, так и столь же непривлекательной для людей старшего поколения, которые высмеяли ее как “нью-эйджевскую чушь” в лучшем случае, или “неоязычество” – в худшем. Так, известные биологи Стивен Джей Гулд и Ричард Докинз публично раскритиковали гипотезу Гайи, утверждая, что это не более чем броская метафора и не соответствует принципам Дарвина.
Возможно, именно по этой причине сегодня эта теория известна под более трезвым и строгим названием “наука о земной системе”.
Другая неудобная вещь с идеями, которые меняют парадигму, заключается в том, что они часто живут своей собственной жизнью и движутся в направлениях, не предусмотренных их первоначальными создателями. В случае с Гайей нью-эйджеры рассматривали ее как научное “доказательство” того, что Земля не только живая, но и наделена неким планетарным сознанием. Хотя сам Лавлок был глубоко против таких “мистических” интерпретаций и публично отвергал их.
Но “древопоклонники” Нового времени – не единственные, кто принял Гайю и поднял ее знамя. Среди исследователей паранормального всегда были те, кто подозревает, что странные проявления – от огней в небе до всевозможных непонятностей, которые происходят в ночи – имеют прямое отношение к самой планете. Даже сам Чарльз Форт (американский исследователь “непознанного”, составитель справочников по сенсациям, публицист, предтеча современного уфологического движения) предсказал еще в 1931 году, что:
“Когда-нибудь может появиться органическая наука или интерпретация всех феноменальных вещей с точки зрения организма, который включает в себя все”.
Одним из первых исследователей, предположивших, что планета оказывает большее влияние на паранормальные явления, чем мы думаем, был Айвен Т. Сандерсон, британо-американский натуралист, криптозоолог, с его двенадцатью “мерзкими вихрями”. Это понятие он ввел в 1968 году. “Мерзкий вихрь” представляет собой любой из двенадцати предполагаемых конкретных географических районов, расположенных в шахматном порядке вокруг Земли. Сандерсон каталогизировал их как места необъяснимых исчезновений и других загадочных явлений. По его определению, Мерзкие Вихри – это области земной поверхности, которые имеют естественные аномалии из-за того, что естественные электромагнитные поля планеты сильнее в этих местах, чем где-либо еще в мире. Мерзкие вихри равномерно распределены в 12 частях по тропику Рака, тропику Козерога и включают Северный и Южный полюс.
Бермудский треугольник является самым известным.
К 1975 году Жак Валле написал книгу “Невидимый колледж”; в ней он предположил, что НЛО действуют как “культурный термостат”, регулирующий гигантскую систему, контролирующую мифологию и религиозные движения человечества. Для Валле НЛО – это не космические корабли, а архетипические объекты в юнгианском понимании этого слова, которые одновременно являются физическими и психическими объектами, суть которых мы не можем понять, поскольку слишком ослеплены их видом и одержимы обещаниями передовых технологий.
В том же году знаток паранормальных явлений Джон Киль в своей “Восьмой башне” пошел еще дальше, чем Валле, напрямую связав гипотезу Лавлока о Гайе со своими собственными теориями о том, что он назвал “Суперспектром” – невероятно мощными энергетическими полями в электромагнитной шкале, из которых время от времени появляются “ультраземные существа”, чтобы подшутить над несчастными людьми:
“Земля сама по себе живая, а разум Земли – наш Бог. Так же как муравьи, процветающие в искусственной среде стеклянного муравейника, могут поклоняться маленькому мальчику, который бросает крошки в их тесный песчаный мир, так же и мы поклоняемся своему Богу”.
Говорим ли мы о культурном термостате или о суперспектре, главный вопрос заключается в том, действительно ли мы имеем дело с системой, которая либо автоматическая, как те, что регулируют приливные волны, либо она управляется каким-то интеллектом? А если это так, то отвечает ли она нашим интересам, когда решает взаимодействовать с нами?
Для Киля ультраземляне пагубно влияют на планету (он не стесняется приравнивать уфологию к демонологии) и это влияние мы должны понять, чтобы освободиться от их хватки. Хотя Валле воздерживается от подобных моральных суждений, он согласен с Килем в том, что нам необходимо сосредоточиться на том, как НЛО манипулируют нашим восприятием, чтобы анонимные группы с тайными планами не узнали эти секреты первыми – то, о чем он предупреждал нас в “Вестниках обмана”.
К 1980-м годам Дэвид Перкинс, который десятилетиями изучал загадочные случаи увечий домашнего скота, продвинул концепцию Гайи еще дальше и применил ее к новой загадке, которая набирала обороты на американском юго-западе. После изучения десятков необъяснимых случаев с покалеченным скотом, которые нельзя было легко объяснить нападениями хищников или другими более простыми причинами, Перкинс начал думать об увечьях как о результатах работы “непризнанных сил природы” (его собственный термин), проявляющихся в нашем мире по причинам, которые на первый взгляд лишены всякой логики.
Древние культуры по всему миру всегда признавали эти силы, и хотя они использовали для них разные названия, все они могут быть объединены общим термином термином: Трикстер.
По словам психолога Карла Юнга, трикстер – это архетип, который является “Богом, человеком и животным одновременно. Он одновременно недочеловек и сверхчеловек, звероподобное и божественное существо, одновременно превосходящее и уступающее человеку”.
В 2001 году парапсихолог Джордж П. Хансен написал книгу “Трикстер и паранормальное”. Используя антропологический подход и применяя его к паранормальным явлениям, Хансен увидел в наблюдениях НЛО, явлениях призраков и криптидах механизм трикстера, нацеленный на атаку жестокости ортодоксии, чтобы привнести новизну и оживить общество. Если Лавлок рассматривал Гайю как совокупность физических систем, призванных сохранять здоровье суперорганизма, то Хансен теперь предложил некую “парафизическую систему”, призванную “разрушить” застой человеческой культуры.
В греческой мифологии Гермес считается не только воплощением Трикстера, но и вестником воли богов, хранителем тайн… и похитителем скота, кстати.
Врачи знают о важности боли как тревожного сигнала о том, что в организме что-то не так. Если у вас вдруг резко заболел зуб, это способ вашего тела сказать, что у вас кариес и пора нанести визит в стоматологический кабинет. Так, в рамках гайанской перспективы Лавлока, например, обесцвечивание коралловых рифов также рассматривается как признак системного дисбаланса в нашем океане. И если объединить гайанские идеи с “герменевтикой”, то может быть, за “болями” в виде паранормальных проявлений стоит какой-то скрытый мотив, вовсе не связанный с тем, чтобы сбить просто нас с толку, как Киль предлагал в “Восьмой башне”?
По мнению Дэвида Перкинса, одним из мотивов нераскрытых убийств скота может быть предупреждение об опасном дисбалансе в нашей экосистеме, вызванном нашим растущим пристрастием к говядине и молочным продуктам. Скотоводческие фермы потребляют чрезмерное количество воды и земельных ресурсов, что увеличивает вырубку тропических влажных лесов, таких как Амазонка, не говоря уже о парниковом метане, выбрасываемом в атмосферу коровами. Перкинс упоминает три фактора, которые Джеймс Лавлок считал самой большой угрозой для Гайи: коровы, автомобили и бензопилы. Может быть, Гайя использует Гермеса, чтобы сказать нам, что мы должны перестать есть гамбургеры?
Другой способ, которым некие силы пытаются обмануть нас ради безопасности Гайи, может заключаться в культивировании идеи об инопланетянах, которая в конечном итоге вдохновит нас покинуть нашу родную планету на их поиски. И мигрировать в другие звездные системы, оставив старую усталую маму Гайю в покое, чтобы она могла восстановиться и освободить место для следующего взрыва биологической эволюции.
Коллега Перкинса Кристофер О’Брайен – автор многочисленных книг, считает, что даже такая идея имеет больше смысла, чем сторонников внеземного контакта о том, что инопланетяне просто ждут, пока мы не созреем, чтобы расстелить красный ковер и принять нас в Галактическую Федерацию с распростертыми объятиями и щупальцами. А пока они убьют еще несколько коров и похитят пару человек, чтобы скоротать время.
Можно было бы еще много чего сказать о привлекательности сочетания гипотезы Гайи с паранормальным или о том, как все это может быть связано через человеческое сознание. Конечно же, есть и другие авторы, которые выдвигали подобные теории, как Перкинс и Хансен. Но главная цель статьи – это донести мысль о том, что как Лавлок возвысил науку об окружающей среде, увидев взаимосвязь между живым и неживым на нашей планете, так и различные дисциплины в паранормальных явлениях должны стремиться к поиску связующих элементов друг в друге. Как нельзя спасти коралловые рифы, если не обращать внимания на атмосферу над морями, так и нельзя понять снежного человека, если не обращать внимания на неуловимые огни над лесами.
Киль в конце концов поверил, что Гайя сошла с ума, но, возможно, в этом безумии есть свой метод, а окружающий нас абсурд – это просто способ Гермеса заставить нас обратить внимание и посмотреть на наши старые проблемы новым свежим взглядом.
И тогда, возможно, как предполагает Дэвид Перкинс, ответы могут оказаться прямо у нас под носом.
Читайте также: Астробиологи предполагают, что Земля может быть разумным существом