Содержание
Библейская математика – дело нехитрое, и столетия исследователи Библии (и даже некоторые ученые) изучали Новый Завет, пытаясь вычислить точную дату смерти Иисуса. Ведущие претенденты – 7 апреля 30 года до н.э. или 3 апреля 33 года до н.э. Почему две разные даты? Вы узнаете через минуту.
Для экспертной помощи мы привлекли Хелен Бонд, профессора религии Эдинбургского университета в Шотландии.
Библейские подсказки к дате смерти Иисуса
Еврейский календарь того времени был лунным, то есть первая дата каждого месяца определялась по тому, когда в святом городе Иерусалиме появлялся свет нового полумесяца. Заход солнца означал конец одного дня, а новолуние – начало следующего. Световой день измерялся от восхода солнца, поэтому первый час был в 6 часов утра, третий – 9 часов утра, шестой – полдень, а девятый – в 3 часа дня. Некоторые из этих времен были включены в библейские рассказы о распятии Иисуса. Например, в Евангелии от Луки 23:44-46 говорится:
“Было уже около шестого часа (полдень), и сделалась тьма по всей земле до девятого часа (3 часа пополудни), потому что Солнце перестало светить; и завеса в храме разодралась надвое. Иисус воскликнул громким голосом: “Отче, в руки Твои предаю дух Мой”. Сказав это, Он испустил дух”.
Все четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) сходятся в основной хронологии событий, заканчивающихся распятием Иисуса в пятницу:
- Вечер четверга: Иисус Христос разделил трапезу (известную как “Тайная вечеря”) со своими учениками и был арестован позже той же ночью.
- Утро пятницы: Иисус был судим римским прокуратором Понтием Пилатом и казнен в пятницу днем.
- Вечер пятницы: Иисус был поспешно похоронен в гробнице прямо перед заходом Солнца в пятницу, в начале Шаббата, еврейской субботы.
Мы можем быть уверены, что искомая дата должна приходиться на пятницу. Пока все в порядке.
А как насчет года? Библия не дает каких-то конкретных дат, но в ней упоминаются конкретные исторические личности. Сопоставляя эти имена с датами, указанными в сторонних источниках (в основном, у римско-иудейского историка Иосифа), мы можем с уверенностью утверждать, что смерть Иисуса произошла в следующие временные рамки:
- Правление Тиберия Цезаря, римского императора: 14 г. до н.э. – 37 г. до н.э.
- Когда Понтий Пилат был прокуратором Иудеи: с 26 до н.э. по 36 до н.э.
- Когда Каиафа был первосвященником в Иерусалиме: с 18 до н.э. по 36 до н.э.
Однако есть еще несколько вопросов, которые необходимо решить.
Иисус был казнен на Пасху или накануне?
Здесь мы сталкиваемся с первым разногласием. Все четыре Евангелия сходятся в том, что Иисус был казнен в пятницу во время праздника Пасхи, но была ли это сама Пасха или день до нее?
В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки (известные как “синоптические” Евангелия) Пасха выпадает на пятницу, поэтому Иисуса судили и казнили в день Пасхи.
В Евангелии от Иоанна, однако, Пасха выпадает на субботу, поэтому Иисуса судили и казнили за день до Пасхи, известный как День приготовления (Пасхальный пир должен был быть приготовлен за день до субботы, поскольку есть библейское предписание не делать никакой работы в субботу).
Почему так важно, в какую пятницу или субботу наступила Пасха? Потому что это позволяет определить, в какие годы могло произойти распятие. Благодаря компьютерам мы можем найти даты между 26 и 36 годами н.э. (когда вышеуказанные диапазоны дат пересекаются) и когда Пасха приходился на пятницу или субботу.
Используя эти критерии, вы получаете три возможные даты распятия (в зависимости от Евангелия):
- 11 апреля 27 г. н.э. (Марк, Матфей, Лука) на Пасху
- 7 апреля 30 г. н.э. (Иоанн), за день до Пасхи
- 3 апреля, 33 г. н.э.. (Иоанн), за день до Пасхи.
Большинство ученых считают, что 27 год н.э. – это слишком раннее время, поскольку Евангелие от Матфея указывает, что Иоанн Креститель начал проповедовать в “пятнадцатый год царствования Тиберия”, что было бы не раньше 28 года н.э. В библейской хронологии Иисус начинает свою миссию после Иоанна, поэтому 28 год н.э. является самой ранней датой.
Вот как библейские ученые пришли к двум окончательным вариантам даты распятия Иисуса: 7 апреля 30 года и 3 апреля 33 года.
Бонд пишет, что большинство ученых склоняются к 7 апреля 30 года как к истинной дате. Этой дате отдают предпочтение те, кто считает, что миссия Иисуса была относительно короткой или что она началась уже в 28 году н.э. Меньшая группа ученых уверена в 3 апреля 33 года, считая, что миссия Иисуса длилась три года и началась ближе к 30 году н.э. Они также настаивают на этой дате, потому что она совпала с лунным затмением, на которое Пилат мог сослаться в письме императору Тиберию.
Или это была другая дата?
Столкнувшись с противоречивыми Евангелиями и четырьмя возможными датами распятия, Бонд выдвинула собственную теорию: Все они ошибочны. Или, говоря иначе, авторы Евангелий были менее озабочены исторической точностью, чем написанием духовно и богословски убедительного повествования.
В Евангелии от Иоанна (в частности, в Иоанна 19:14) Иисус распят в полдень в день приготовления к Пасхе, в то самое время, когда зарезали пасхальных агнцев для ритуальной пасхальной трапезы или седера.
“Иоанн решил приурочить распятие ко дню приготовления по теологическим причинам”, – говорит Бонд. “Весь смысл для Иоанна в том, что Иисус – это новый пасхальный агнец. Он умрет на кресте как новая пасхальная жертва”.
Евангелие от Марка тоже имело свои собственные теологические мотивы для выбора Пасхи в качестве дня, когда римляне распяли Иисуса.
“Согласно Марку, Тайная вечеря происходит точно в то же время, когда другие иудеи празднуют пасхальный седер”, – говорит Бонд. “Марк хочет сказать, что Тайная вечеря с ее учреждением Вечери Господней (хлеб и вино) является своего рода заменой пасхальной трапезы”.
Бонд считает, что гораздо более вероятно, что Иисус был арестован и казнен за несколько дней или даже за неделю до Пасхи. Логично, что иудейские власти и Пилат хотели избавиться от этого “смутьяна” до начала праздника. Но если бы последователи Иисуса решили, что Он был распят “незадолго до Пасхи” или “во время Пасхи”, то сопоставление смерти Иисуса и Пасхи стало бы более значимым.
К тому времени, когда были написаны Евангелия, спустя десятилетия после описываемых в них событий, “Пасха надо было “подтянуть”, так что в итоге все произошло “на Пасху”, а не “незадолго до Пасхи”, – говорит Бонд. “Обе даты в Евангелиях от Иоанна и Марка, вероятно, исторически неверны, но они представляют собой важные ранние размышления о значении смерти и воскрешении Иисуса”.
Читайте также: Боги Библии: новая интерпретация раскрывает древнейшую тайну в истории