Загляните в древнюю империю майя через письменность ее жителей.
В период своего расцвета майя были одной из самых крупных и могущественных цивилизаций доколумбовой Мезоамерики, управляя империей, которая простиралась от современной Мексики до Белиза, Гватемалы и части Гондураса. Большая часть того, что мы знаем о майя, получена не из их архитектуры или артефактов, а из их письменности.
Из примерно 15 мезоамериканских систем письма, известных современным ученым, система майя является самой сложной и лучше всего сохранившейся. Иероглифы майя – визуально отличные от египетских аналогов – были начертаны на стенах храмов, дворцов и пирамид, на памятниках, керамике и чучелах из дерева и кости, а также в кодексах (рудиментарных рукописях), сделанных из коры и оленьей кожи.
Содержание
Иероглифы майя, как и культура майя в целом, практически исчезли после прибытия испанских конкистадоров в 16 веке. После того как Эрнан Кортес и Педро де Альварадо подчинили себе майя, испанские священники, такие как Диего де Ланда, пытались обратить их в христианство, сжигая идолов, книги и любые предметы, содержащие информацию, связанную с их “языческой” религией.
Из тысяч текстов, которые, как считается, были созданы на протяжении истории майя, только четыре (Мадридский, Парижский, Гролье и Дрезденский кодексы) пережили колонизацию. Они были переправлены в Европу вместе с другими награбленными ценностями, где в конце концов попали в публичные библиотеки. Сегодня эти кодексы позволяют нам взглянуть на майя их глазами.
Перевод иероглифов
Хотя западные ученые имели доступ к образцам иероглифов майя на протяжении веков, расшифровать систему письма удалось только в 1980-х годах. Оказалось, что эта система является логосиллабической, то есть некоторые глифы обозначают целое слово – например, изображение головы ягуара может означать ягуара, – в то время как другие обозначают слоги, такие как “ба” или “ку”.
Глифы, обозначающие слоги и отдельные слова, объединялись в фразы и выражения. Обычно они имели форму квадратных блоков, которые, расположенные в две колонки, читались слева направо и сверху вниз. Хотя существует более 1 000 различных иероглифов, повседневно майя обычно использовали от 300 до 500 из них.
Наше новое понимание иероглифов майя позволило исследователям обнаружить, что так называемый Мадридский кодекс, который, как считается, был написан на мексиканском полуострове Юкатан, но назван в честь европейского города, где он всплыл, содержит информацию о сельском хозяйстве, пчеловодстве, охоте, убийстве военнопленных и ритуалах, связанных с Чааком (Чаком), богом дождя, грома и молнии майя.
Аналогичным образом, мы знаем, что в Парижском кодексе, который использовался майя во времена завоевания и, вероятно, был создан в столице майя Майяпане, тоже расположенной на полуострове Юкатан, около 1450 года, говорится о датах, божествах и созвездиях. Раздел, в котором, как считается, описываются главы истории майя, еще не переведен, возможно, потому, что примерно 15% всех глифов майя остаются неразборчивыми.
Кодекс Гролье
Третий из кодексов майя, Кодекс Гролье, обязан своим названием одноименному обществу библиофилов, базирующемуся в Нью-Йорке. Утверждалось, что рукопись была приобретена у мародеров, которые нашли ее в пещере в Мексике, подлинность рукописи подвергалась сомнению археологами, такими как исследователь майя Эрик С. Томпсон, пока тщательный анализ в журнале “Археология майя” не показал, что это не только законный, но и самый древний из четырех кодексов.
Археолог и член Клуба Гролье Майкл Д. Коу считает, что писцы кодекса, составленного между 900 и 1250 годами, находились под влиянием тольтеков, доколумбовой культуры центральной Мексики, предшествовавшей ацтекам. Доказательства включают в себя уникальный стиль иллюстраций текста, на которых изображены рычаги для метания копья тольтеков, а не майя, и изображения “богов смерти”, которые соответствуют тем, что были найдены в местах археологических раскопок тольтеков.
Кодекс Гролье содержит как таблицы, так и альманахи – два разных способа, с помощью которых майя вели счет времени. Таблицы фиксируют то, что исследователи называют “длинным счетом”, астрономический временной цикл, который длится 2 880 000 дней и начался в 3114 году до нашей эры. Альманахи, используемые во всей Мезоамерике, работают по 260-дневному календарю и используются для определения праздников и сезонных событий, таких как урожай.
По сравнению с другими рукописями, Кодекс Гролье отличается более простой грамматикой и короткими текстами – признака, которые заставили некоторых исследователей предположить, что это “уменьшенная” версия других, более полных книг, созданная специально для людей с ограниченными навыками чтения и письма. Основной целью кодекса было не рассказывать истории, а сообщать читателям, какой сегодня день.
Книги пророчеств
До недавнего времени считалось, что Дрезденский кодекс – самый древний из четырех манускриптов. Датируемый 11-м или 12-м веком, он, как говорят, был вывезен из Юкатана в Европу не кем иным, как самим Кортесом. Первоначально подаренный императору Священной Римской империи Карлу V, в 1739 году он был приобретен Дрезденской королевской библиотекой, где и хранится по сей день.
Хотя Дрезденский кодекс пострадал от воды во время Второй мировой войны, он по-прежнему является наиболее хорошо сохранившимся из четырех манускриптов. Исследователи считают, что содержание 39 листов – таблицы, альманахи, иероглифы и 400 частично цветных рисунков – было скопировано с более древней книги майя. Последние четыре листа остались пустыми, что позволяет предположить, что кодекс был не закончен, когда покинул Мезоамерику.
Дрезденский кодекс – это книга о пророчествах. Альманах, основанный на цикле К’атун (7 200 дней), сопровождается рисунком битвы, которая, как опасались майя, произойдет в конце каждого цикла. Катастрофический потоп, возникший от двух глифов, изображающих затмения, занимает целую страницу. Внизу черный бог с кричащей совой на голове – “правитель подземного мира” – держит два копья и пращу.
Для культуры, одержимой бедствиями, майя писали на удивление игриво. В одной надписи имя бога по имени “Зеркальный скипетр” написано задом наперед. В другой – изображение дворянина проглядывает сквозь отверстие в глифе, обозначающем “лорд”. Эта игривость проявляется и в Дрезденском кодексе, где порядок некоторых блоков глифов изменен на противоположный без искажения их смысла. “Позднее выражение, – пишет Эдвин Л. Барнхарт, – любви майя к вариациям на тему”.
Переписанное прошлое
История иероглифов майя полна иронии. Хотя испанские колонизаторы несут ответственность за исчезновение письменности в 16 веке, историки отмечают, что к моменту их прибытия она уже вышла из употребления. Не смотря на то, что де Ланда приказал сжечь книги майя, его записи на этих книгах помогли исследователям собрать воедино культуру, которую он пытался разрушить.
Хотя письменный язык майя вымер, разновидности их разговорного языка сохранились в многочисленных группах коренного населения Центральной и Южной Америки. Сегодня эти языки находятся под угрозой культурной ассимиляции: все большее число коренных жителей отказываются от родного языка в пользу испанского.
К счастью, эта угроза сопровождается возрождением этнической гордости и политической активности. В 2019 году Конгресс штата Юкатан одобрил закон, который предусматривает обязательное изучение языка майя в начальных и средних школах. Хотя этот закон еще не реализован, он дает основания надеяться, что аспекты этой древней культуры будут жить еще многие века.
Читайте также: Раскрыт секрет древних майя, как сделать штукатурку более прочной