Китайская пиромантия – это древнее искусство гадания с помощью огня, или, иными словами, предвидение будущего через сжигание предметов. Это одна из самых ранних и увлекательных практик в древней китайской культуре, тесно связанная с использованием гадальных костей.
Пиромантия играла ключевую роль в политической, социальной и религиозной жизни ранних китайских цивилизаций. Считалось, что мастера пиромантии, читая трещины, образованные огнем на костях животных, могли предсказывать будущее и давать советы правителям. Сегодня пиромантия – утраченное искусство, а артефакты, связанные с ней, невероятно редки и ценны. И хотя сегодня многие могут скептически относиться к гаданию, древние китайцы относились к нему очень серьезно.
Содержание
Что такое китайская пиромантия? Происхождение и история
Китайская пиромантия, или, если быть точным, «пиро-остеомантия», столь же увлекательна, как и звучит ее название. Это древняя форма гадания, которая, как считается, возникла еще во времена династии Шан (1600-1046 гг. до н.э.). Искусство вращается вокруг истолкования узоров трещин, образующихся на костях животных и панцирях черепах под воздействием сильного нагрева.
Пиромантия была не просто суеверием, а играла важную роль в духовной и административной жизни правителей Шан. В трудные времена они часто обращались к божественному руководству по таким важным вопросам, как урожай, война и престолонаследие. Китайская пиромантия вытекает из древнего китайского убеждения о глубокой взаимосвязи естественного и сверхъестественного миров.
Предсказатели, которыми обычно были высокопоставленные жрецы или шаманы, писали вопросы непосредственно на кости или панцире. Эти вопросы охватывали широкий круг тем, отражая зависимость общества от божественного вмешательства и одобрения. После нанесения надписей кости или панцири нагревали до появления трещин. Получившиеся узоры затем интерпретировались как послания предков или богов.
Хотя гадальные кости встречаются довольно редко, тысячи таких артефактов были найдены на месте Инь, последней столицы династии Шан. Они предоставили богатый материал для изучения этой древней практики, рассказав современным ученым не только о том, как проводились гадания, но и дав представление о языке, системе письма и даже повседневной жизни людей Шан.
К сожалению, практика вышла из употребления, хотя и продолжалась по крайней мере до династии Чжоу (1046-256 гг. до н.э.). В этот период она постепенно эволюционировала и, как и большинство суеверий, стала пользоваться меньшим уважением. Пиромантия, возможно, и пришла в упадок, но ее влияние сохранилось в китайской культуре и духовности.
Как это работало?
Китайская пиромантия не была простой. Надо было не только нацарапать вопрос на кости и бросить ее в ближайший огонь. Как и любой религиозный ритуал, это был тщательно продуманный и ритуализированный процесс, доступный только тем, кто знал, что делает.
Гадание начиналось с выбора подходящей кости или панциря черепахи. Материалы для гадания выбирались исходя из их прочности и четкости трещин, образующихся при нагревании. Кости обычно брали от быков (в более поздние времена эти артефакты ошибочно принимали за кости дракона), а панцири – от пресноводных черепах, в основном самок, из-за формы их панцирей. Встречаются также кости овец, кабанов, лошадей и оленей. Чаще всего использовались лопатки, но находили и ребра.
Следующим этапом было очищение кости и тщательное нанесение на нее списка вопросов. С костей счищали мясо, затем пилили, скоблили, шлифовали и полировали до гладкости. Затем в кости или панцире высверливали ямки или отверстия. Форма этих отверстий – самый простой способ датировать гадальные кости, так как методы их изготовления со временем менялись.
Затем кость/панцирь смазывали кровью и составляли надпись, называемую предисловием. На кости записывали дату (записанную с помощью системы Небесных Стволов и Земных Ветвей), а также имя гадателя. Затем добавлялся сам вопрос.
Обычно он был обращен к древним предкам или божествам и записывался ранними китайскими иероглифами. Сами вопросы варьировались от обыденных, например, почему у императора болит зуб, до исхода битв и довольны ли боги теми или иными ритуалами.
Далее наступала самая захватывающая часть. К ямкам и отверстиям, просверленным ранее, подносили источник сильного тепла, часто раскаленный металлический стержень. Под действием тепла материал растрескивался, образуя характерные узоры, которые жрецы были обучены читать. Обычно за один сеанс считывали несколько трещин, хотя точное их количество неизвестно.
Как именно предсказатели интерпретировали трещины, доподлинно неизвестно. Считается, что одну и ту же кость можно было использовать несколько раз, меняя начертанную на ней дату, и большинство ответов были просто двоичными – положительными или отрицательными, да или нет. Результат гадания записывался, и, если царь присутствовал, он добавлял свое «предсказание» – толкование гадания. В очень редких случаях эти пометки добавлялись непосредственно на кость.
Редкость гадальных костей
Сегодня подлинные гадальные кости относительно редки и их трудно найти. На это есть несколько причин.
Во-первых, для китайской пиромантии использовались органические материалы, склонные к разложению с течением времени, особенно при неправильном хранении. Кости, возможно, и достаточно прочны, но они все же могут разрушаться под воздействием факторов окружающей среды: влажность, кислотность почвы и деятельность микробов. Кроме того, нагревание костей делает их хрупкими, поэтому сама по себе сохранность любой гадальной кости впечатляет.
Во-вторых, как и в случае с любым другим артефактом, сохранность гадальных костей зависела от человека. Войны, особенно в такие неспокойные времена, как период Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.), и последовавшие за ними династические перевороты часто приводили к преднамеренному уничтожению или разграблению культурных и религиозных артефактов. Не исключено, что места, где хранились гадальные кости, были разрушены, их содержимое разбросано или использовано для других целей.
Не все разрушения были злонамеренными. Со временем исторические взгляды меняются, и новые правители стремятся дистанцироваться от практики своих предшественников. Пиромантия в основном ассоциируется с династией Шан, а при династии Чжоу она вышла из употребления. Старые гадальные кости не имели никакой ценности, и вполне вероятно, что большинство из них были просто выброшены.
Все эти факторы в совокупности привели к тому, что число артефактов, связанных с пиромантией, доступных сегодня историкам и археологам, невелико. Тем не менее, обнаруженные гадальные кости дают бесценное представление о ранней китайской цивилизации, проливая свет на ее религиозные практики, социальную структуру и письменность.
Заключение
Китайская пиромантия – удивительный пережиток ушедшей эпохи. У каждой древней цивилизации были свои эзотерические практики, и пиромантия – одна из самых интересных. Она открывает захватывающий вид на духовную и общественную структуру ранней китайской цивилизации.
Несмотря на ограниченное количество сохранившихся артефактов, эти гадальные кости стали источником богатых исторических и культурных знаний. Упадок пиромантии и последующая утрата многих артефактов подчеркивают динамичный и изменчивый характер культурных обычаев. Тем не менее, наследие китайской пиромантии живо, отражая бесконечное стремление человечества к познанию неведомого.
Читайте также: Гадания и предзнаменования в месопотамской цивилизации