Китай использует мифологию и научную фантастику, продвигая свою космическую программу

Утром 17 июня Китай запустил свой долгожданный космический корабль “Шэньчжоу-12”, доставив трех китайских астронавтов или, правильнее – тайконавтов, к основному орбитальному модулю “Тяньхэ”. Сам модуль был запущен в конце апреля и стал частью постоянной космической станции “Тяньгун”, которая, как планируется, будет оставаться на орбите в течение следующих десяти лет.

Строительство Китаем собственной космической станции связано с тем, что страна не имеет доступа к Международной космической станции, в результате опасений со стороны США по поводу вероятного доступа к технологиям, которые могут повысить военный потенциал Китая. Не обращая внимания на это, Китай продвигает свои собственные космические программы и альянсы. С тех пор страна продемонстрировала, что китайский ”бренд” космической техники заслуживает уважения и может удерживать свои позиции на международной арене.

Впечатляющий послужной список замечательных космических начинаний – не единственное, что отличает космический бренд Китая от других национальных игроков. Правительство и связанные с ним организации прилагают согласованные усилия для создания уникальной “китайской космической культуры” наряду с достижениями страны в области космических технологий. В то время как целевая аудитория многих из этих культурных творений остается по большей части внутренней, сами космические амбиции Китая начинают различными способами рекламировать для глобальной аудитории.

китай

Легендарное начало

Наиболее очевидным примером этого является присвоение космическим программам названий, уходящих корнями в древние традиции Китая.

Например, название “Тяньгун” переводится как “Небесный дворец”. Это была резиденция божества, обладающего высшей властью над Вселенной в китайской мифологии, Небесного Правителя. Такое название особенно подходит для китайской космической станции, которая служит домом на небесах для тайконавтов страны. Значение “Шэньчжоу” – так называются миссии, отправляющихся в космос тайконавтов – это “Божественный сосуд”, который также является омофоном древнего названия Китая, “Божественная земля”.

А вот китайские экспедиции по исследованию Луны названы в честь легендарной богини Луны Чанъэ. Легенда гласит, что Чанъэ сбежала с Земли на Луну после того, как украла эликсир бессмертия у своего мужа Хоу И.

Согласно китайской мифологии, Чанъэ продолжает жить на Луне со своим спутником-зайцем, который тратит свое время на то, чтобы толочь эликсир бессмертия в ступе для своей богини. Заяц известен как Юту, или “Нефритовый заяц”. Два китайских лунохода, второй из которых первым приземлился на обратной стороне Луны в 2019 году, были названы в его честь.

Ключевым компонентом миссии по высадке на Луну был спутник-ретранслятор “Цюэцяо”. Он был назван в честь мифа про “Сорочий мост”, который соединяет пастуха и небесную ткачиху через Млечный Путь в романтической сказке. Спутник выступал в качестве жизненно важного связующего звена между аппаратами экспедиции “Чанъэ” и китайским центром управления полетами.

Связь традиционного прошлого Китая с его перспективной космической деятельностью способствует укреплению идентичности этих космических программ как явно китайских.

Связь передовых достижений с культурным наследием страны, призвана показать, что это не простое копирование своих предшественников из клуба космических держав, а самостоятельное развитие собственных национальных талантов и технологий. Это также служит напоминанием о том, что, хотя программы нацелены на самые дальние уголки космоса, будущее Китая никогда не будет оторвано от его национальных и культурных корней.

Кроме того, эти легендарные имена являются сигналом для международного сообщества о том, что космос не является исключительной прерогативой мифических европейских персонажей, таких как Аполлон или Артемида, и в нем есть место и для китайского фольклора.

китай

Будущее Китая в художественной литературе

За последние несколько лет несколько корпораций, базирующихся в Китае, совместно с официальными космическими организациями Китая, от престижных модных брендов до фастфуда KFC, провели рекламные кампании и выпустили коммерческие продукты на космическую тематику. Но, пожалуй, самое заметное и эффектное продвижение космических амбиций Китая – это фильмы.

Так, в 2019 году вышел научно-фантастический блокбастер “Блуждающая земля”. Фильм был хорошо принят и разрекламирован международными медиа-платформами различных стран как рекомендованный к просмотру.

Режиссер Франт Гво говорил о важности послания, лежащего в основе фильма, утверждая, что образ мыслей Китая о космосе сильно отличается от идеологии США. По словам Гво, в то время как США мечтают в конечном итоге покинуть Землю и отправиться на другие планеты, китайская космическая мечта – улучшить жизнь на Земле за счет использования космических ресурсов. Фильм продвигает идею о том, что мы не должны пытаться покинуть нашу планету, но вместо этого мы должны стремиться защитить ее. Идея более чем достойная.

Трейлер к фильму “Блуждающая Земля”

И пока большинство коммерческих продуктов космической тематики по-прежнему нацелены на внутренний рынок, китайская фантастика становится все более популярной за рубежом. Такие книги, как “Задача трех тел” Лю Цисиня, написавшего рассказ, по которому и была снята “Блуждающая земля”, “Складывающийся Пекин” Хао Цзинфан (тоже сейчас адаптируется для экрана), и “Возрождение времени” Баошу, переведены на множество языков и имеют впечатляющий успех далеко за пределами Китая.

Признанные политиками в качестве потенциально мощного инструмента для продвижения утвержденных государством идей, правительственные органы поощряют китайских создателей научно-фантастических фильмов включать в сюжеты нарративы, которые соответствуют более широким идеологическим и технологическим амбициям Китая.

Фэнтезийный аспект может объяснить, почему этот жанр продвигается на международном уровне в первую очередь по сравнению с другими коммерческими продуктами, которые содержат изображения реальных космических миссий Китая. В отличие от растущих реальных возможностей Китая в космосе, которые США рассматривают как угрозу, вымышленные космические разработки страны не представляют риска. Такие истории, способные включить образ технологически мощного Китая в увлекательные и убедительные повествования, позволяют иностранной аудитории проникнуться идеей о Китае как о космической державе без политического дискурса, который окружает его реальную космическую деятельность.

В конечном итоге, иностранная аудитория начнет привыкать к представлению о Китае как о мировом технологическом лидере. А это, в свою очередь, может стимулировать интерес к деятельности китайской национальной космической программы.

Читайте также: Китайский профессор сказал, что древних западных цивилизаций не существовало


Подпишитесь и получайте свежие статьи первыми

[tp_widget][/tp_widget]

1 комментарий к “Китай использует мифологию и научную фантастику, продвигая свою космическую программу”