Им нравилось сжигать навоз.
Около 5700 лет назад легендарная цивилизация долины Инда (IVC) возникла на территории современных северной Индии и Пакистана. Известная своей нерасшифрованной системой письма и большими городами, обнесенными стенами, загадочная культура в конечном итоге исчезла так же таинственно, как и появилась, и исследователи только сейчас получают первые сведения о том, какой была жизнь в этом древнем царстве.
Самым большим и известным поселением, связанным с IVC, был великий город Хараппа, который процветал примерно с 3700 по 1300 год до нашей эры. В его стенах археологи обнаружили многочисленные образцы письменности долины Инда, ранней формы письменного текста, которую еще предстоит перевести.
Недавно официальные лица индийского правительства вызвали ажиотаж, предложив приз в 1 миллион долларов любому, кому удастся успешно расшифровать древнюю письменность, в надежде узнать больше об этой давно потерянной цивилизации. И хотя награда еще не востребована, новое исследование пролило свет на социальную организацию и повседневную жизнь в Хараппе в период ее расцвета.
Авторы проанализировали 1144 образца древних растительных остатков, найденных во время различных археологических раскопок на знаменитом месте и обнаружили высокое содержание зерна по отношению к мякине. Основываясь на этом открытии, они предполагают, что обработка пищи, вероятно, происходила за пределами города силами большого количества рабочих, прежде чем ее доставляли в Хараппу уже в «высокообработанном состоянии», чтобы прокормить городское население.

Это противоречит предыдущим теориям, согласно которым урожай обрабатывался отдельными семьями в их домах. Такое утверждение основывалось на наличии большого количества семян мелких сорняков, которые, как можно было бы ожидать, отсутствовали бы, если бы зерно было очищено до поступления в город.
Однако, анализируя виды сорняков, присутствующие в археоботаническом комплексе, авторы исследования выяснили, что они, как правило, состоят из растений, которые съедал крупный рогатый скот, либо во время выпаса, либо в качестве компонентов корма. Поэтому они предполагают, что наличие этих семян в Хараппе, вероятно, является результатом культурной практики сжигания большого количества коровьего навоза.
«Использование навоза в качестве основного источника топлива в Хараппе, как для бытовых, так и для промышленных целей (например, в гончарных или фаянсовых печах), могло бы объяснить эту закономерность», — пишут исследователи. «Сжигание навоза было, как и сегодня, культурной практикой, которая позволяла медленно и равномерно нагревать пищу и использовать легкодоступное топливо».
В целом, эти выводы позволяют предположить, что обработка зерновых, таких как пшеница и ячмень, в IVC осуществлялась «под централизованным контролем деревенских поселений со стороны городских центров Инда», а также подчеркивают распространенность сжигания навоза в Хараппе. Однако, помимо этого, мы все еще очень мало знаем о том, как жили, разговаривали и чему поклонялись древние жители города, хотя, если повезет, этот стимул в миллион долларов скоро приведет к новым открытиям.
Исследование опубликовано в журнале Antiquity.
Читайте также: Была ли массовая гибель в Мохенджо-Даро реальной?
Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.