Чудеса инженерной мысли и веры.
Многие великие архитектурные творения древности, от пирамид до храмов, строились с одной целью: стать памятником конкретному человеку.
Однако величественные соборы средневековой эпохи отличались от них. Их возводили не по приказу короля, императора или фараона – это были проекты простых людей. Строительство соборов было делом всенародной любви, а не рабского труда или наемного ремесла.
Но как же средневековым людям без современных инструментов и технологий удалось возвести эти сложные, колоссальные сооружения?
У общин, строивших готические соборы, было несколько ключевых преимуществ, которых не было практически ни у одного другого проекта в истории.
Содержание
Сила общности
Римские императоры приказывали строить новые храмы, чтобы увековечить свои победы, достижения и собственное эго. Точно так же египетские фараоны заказывали пирамиды, чтобы обеспечить себе легкий переход в загробный мир и вечную память в этом.
Европейские же соборы имели иную цель. Хотя они и возникли в эпоху феодализма, где обширные крестьянские общины находились под властью местных феодалов, соборы не строились по указу какого-либо одного правителя. Напротив, это был труд всей общины, направленный на ее духовное процветание.
Хотя сложность строительства требовала иерархии ролей, координируемых главным архитектором, именно простые горожане выполняли большую часть работ, а местные ремесленники создавали многие замысловатые детали соборов.
Каждый город не только объединялся для строительства этих архитектурных чудес, но и здоровая конкуренция – неотъемлемая часть крепкой общины – подстегивала каждый город. Например, когда французский город Амьен завершил свой главный собор, город Бове начал разрабатывать планы, как его превзойти. В конце концов, Бове отобрал у Амьена титул самого высокого нефа в Европе.
Единая воля и видение общины позволили создавать шедевры, вошедшие в историю. Другими словами, если культура строила общины, то общины, в свою очередь, строили культуру.
Инновации и вдохновение
В Средние века произошло возрождение многих римских строительных технологий, от блочных подъемников до арок, способных выдерживать невероятный вес.
Европейские архитекторы, проектировавшие соборы, использовали эти вновь открытые технологии, чтобы создавать такие инновации, как аркбутаны и стрельчатые арки, а также двойные блоки и противовесы. Эти новые строительные стратегии, в свою очередь, позволили архитекторам возводить более высокие сооружения, делать стены тоньше, а окна – больше, чем когда-либо прежде.
Архитекторы сочетали эти достижения в области строительства с метафизическим вдохновением. Например, объединив новые строительные приемы с верой в то, что свет связан с божественным, архитекторы создали соборы с массивными, замысловатыми окнами – стены света, скрепленные тонкой паутиной камня.
Расцвет строительства соборов также стимулировал развитие новых технологий. Например, монашеский орден цистерцианцев приобрел опыт в металлургии, построив множество церквей и монастырей по всей Европе. Опираясь на водяные мельницы для получения энергии, они даже разработали рудиментарную форму гидравлической инженерии, которая способствовала преобразованию ландшафтов по всей Европе.
Время и традиции
В отличие от таких проектов, как египетские пирамиды, которые должны были быть завершены при жизни одного фараона, иначе их ждало забвение, у строителей соборов время было на их стороне.
Некоторые, как, например, Шартрский собор, строились всего 26 лет, в то время как последний камень в Кельнский собор был заложен через 632 года после первого.
Время было важнейшим фактором в создании массивных, но в то же время искусных сооружений соборов. Но чтобы использовать это время, общины должны были хранить верность замыслу тех, кто был до них. Во многих случаях это означало сохранение верности видению людей, живших веками ранее.
Пожалуй, самое главное, что объединяло общины, строившие соборы, – это связь времен. Проникнутые идеей создания чего-то большего, чем они сами, люди трудились всю свою жизнь ради того, завершения чего они не увидят.
Интересно, происходит ли подобное сегодня…
Строительство культуры – кирпичик за кирпичиком
Соборы – яркий пример того, что возможно, когда люди объединяется вокруг общих идей, целей, эстетических и метафизических взглядов, – иными словами, когда они объединяется вокруг общей культуры.
Культура формируется, когда группа людей разделяет общие ценности и образ жизни, а традиция формируется, когда следующие поколения выбирают и принимают те же ценности. Соборы – это прекрасные памятники из камня и стекла, демонстрирующие, на что способны великая культура и традиции.
Столкнувшись с перспективой разрушения общностей и размывания общей культуры в современную эпоху, полезно спросить себя: как мы можем сохранить верность видению тех, кто был до нас?
И самое главное, какие инвестиции мы можем сделать в будущее – в проекты, которые не будут реализованы при нашей жизни?
Читайте также: Зеленый Человек: загадочный лик, наблюдающий за эпохами