На протяжении всей истории человечества существовало бесчисленное множество мифов о конце света – от раннехристианских страхов перед зомби Нероном до вечно непонятных майя. Однако лишь немногие из них близки к таким знаковым и известным, как миф викингов – об эпической битве и конечном уничтожении Земли, которую они назвали Рагнарек.
Первоначально это слово переводили как “гибель богов”, и если уж на то пошло, это не соответствует действительности. В то время как ацтеки представляли себе конец света во время затмения, а римляне вообще не думали об этом, викинги представляли себе конец света поистине в эпических масштабах – с зимой, погубившей цивилизацию, волками и змеями, поглотившими землю и небо, и вторжением на планету богов и сущностей хаоса.
Так что же именно, по мнению древних норманнов, произойдет в конце дней?
И – как бы это сказать – что у них было в голове, когда они думали об этом?
Содержание
Что происходит во время Рагнарека?
Скажем прямо: вряд ли можно обвинить викингов в недостатке воображения. Рагнарек, согласно традиции, начинается с огромной и ужасной Зимы, более долгой и холодной, чем любой нормальный сезон, и доводящей человечество до голода и убийств.
“Братья будут драться и убивать друг друга; дети сестер будут осквернять родство”, – гласит “Прорицание вёльвы”, одна из самых известных эпических песен “Старшей Эдды”.
“В мире будет сурово, разгул блуда – век топора, век меча – щиты разорваны – век ветра, век волка – прежде чем мир покатится вниз головой”, – говорится далее. “Ни один человек не будет милосерден к другому”.
После почти года этой холодной антиутопии все станет еще хуже. Солнце и Луна будут съедены волками – событие, о котором в Эддах говорится, что это будет “тяжелой потерей для человечества” – и звезды упадут на землю; горы разрушатся, а землетрясения вытряхнут деревья из самой земли.
Затем наступит время гигантского морского змея Ёрмунганда, который наконец-то поймет, что все это время жевал свой собственный хвост, и выплюнет его, вызвав огромное наводнение, подобное цунами, когда змей поднимется из своего водного логова. Он будет продвигаться по земле, изрыгая яд в воздух и море, и объединит свои силы с волком Фенриром – страшным, полубожественным чудовищем, которое когда “открывает свою огромную пасть; нижняя челюсть достает до земли, а верхняя – до неба”, а “из его глаз и ноздрей вырывается огонь”.
С наводнением придет Нагльфар, корабль, сделанный из ногтей мертвецов, на котором находится армия гигантов хаоса и капитаном которого является Локи – и, давайте проясним: это не любимый антигерой Marvel в исполнении Тома Хиддлстона, а убийственный, меняющий облик, полутролль-полубог-трикстер, адски настроенный на убийство своих божественных собратьев, чтобы вызвать апокалипсис.
И это еще не всё. Увидев, что все эти силы вторжения захватили Землю, норвежские боги расколют небо и пройдут по Бифросту – радужному мосту, соединяющему Асгард и Мидгард, который вы, возможно, помните по фильмам Marvel, о которых мы только что просили вас забыть.
Сражаясь вместе с убитыми воинами из Валгаллы, Бог Один и остальные эсиры (племя божеств) будут противостоять силам хаоса: Один, “в золотом шлеме и великолепном кирасе, с копьем, которое называется Гунгнир”, сразится с Фенриром, Тор – с Ёрмунгандом, а Хеймдалль – с Локи. За небольшим исключением, все до единого погибнут.
“Фрей столкнется с Суртуром, и произойдет обмен страшными ударами, пока Фрей не падет”, – говорится в Эддах. “В тот день пес Гарм, который был прикован в пещере Гнипы, вырвется на свободу. Он – самое страшное чудовище из всех, нападет на Тира, и они убьют друг друга”.
“Тор прославился тем, что убил Мидгардского змея, но при этом, отпрянув на девять шагов, упал замертво на месте, задохнувшись от потоков яда, который изверг на него умирающий змей. Волк проглотит Одина, но в этот момент Видар выйдет вперед и, поставив ногу на нижнюю челюсть чудовища, захватит другую руку, и так будет рвать и терзать его, пока тот не умрет”.
Наконец, “Локи и Хеймдалль сражаются и взаимно убивают друг друга”, – говорится в “Эддах”. “После этого огненный великан Сурт извергает огонь и пламя на землю, и вся вселенная поглощена”.
Так о чем, черт возьми, все это?
Очевидно, что викинги были немного… напряженными. Но что могло послужить вдохновением для такого важного мифа о конце времен?
Одна интересная теория принадлежит Хильде Эллис Дэвидсон, новаторскому фольклористу, которая специализировалась на кельтской, англосаксонской и древненорвежской религии в Кембриджском университете. Она предположила, что некоторые элементы мифа о Рагнареке – Солнце, становящееся черным, пар, поднимающийся в небо, пламя, касающееся небес, и тому подобное – могли быть вдохновлены многочисленными вулканами, которыми усеян исландский ландшафт.
“Конечно, когда читаешь рассказы о некоторых выдающихся извержениях в Исландии в довольно недавние времена, в частности, об извержении Скаптар Йокуль в 1783 году, это предположение кажется достойным рассмотрения”, – написала она в своей книге “Боги и мифы Северной Европы” в 1990 году.
Это извержение “было таким же, как в Прорицании вёльвы”, – пояснила она: “сначала землетрясение сотрясло горы, затем Солнце потемнело от облаков дыма и пепла, потом пришло пылающее пламя, с дымом и паром, а тающий лед вызвал серьезное наводнение как водой, так и горящей лавой; если к этой серии катастроф добавить приливную волну с моря, то ситуация очень близка к той, что описана в поэме”.
По своей сути, утверждает Дэвидсон, “Рагнарек” – это довольно стандартный миф об Апокалипсисе: огромная битва между порядком и хаосом, последняя битва и свержение богов, и, наконец, разрушение Земли. Но детали, сделавшие его столь неповторимым, вполне могли быть обусловлены странным и уникальным окружением этих самых северных скандинавских диких мест: “Яркая картина созидания и разрушения, несомненно, могла возникнуть в самой Исландии, где результат взаимодействия холода и тепла постоянно находился перед глазами, и где Хекла извергается в среднем каждые тридцать пять лет”, – пишет она. “Автор “Прорицании вёльвы” вполне мог быть вдохновлен такой ужасной сценой, как та, что произошла в 1783 году, и во многие другие периоды истории Исландии”.
Астрономическое объяснение?
Между тем, некоторые считают, что вдохновение для Рагнарека может лежать намного дальше от Исландии. В 2018 году специалист по норвежской мифологии и литературе Джонни Лангер представил новый анализ, в котором предположил, что на некоторые из наиболее знаковых аспектов мифа об апокалипсисе викингов могли повлиять астрономические события.
“Наша основная гипотеза заключается в том, что различные астрономические явления, происходившие в восьмом и девятом веках (полные затмения Солнца и пролеты комет, оба связанные с созвездием Волчьей пасти – скоплением Гиад – рассеянным звёздным скоплением в созвездии Тельца)… вызвали эсхатологические страхи викингов, побудив их создать большое количество апокалиптических образов ближе к 1000 году нашей эры”, – пишет Лангер. “Мы определили тринадцать небесных явлений (проходы комет и полные затмения Солнца), которые могли быть использованы при создании образа Рагнарека у древних норманнов”.
Правдоподобна ли эта теория? Определенно. Но убедительна ли? Скажем так, у других экспертов были сомнения по поводу внеземной идеи конца времен.
“Убедительное астрономическое объяснение Рагнарека было бы интересно”, – сказал астроном Университета штата Техас Дональд Ольсен.
Но по ряду причин Лангеру не удалось его доказать, уверен Ольсен. На протяжении всего анализа Лангер не допускает никаких первоначальных скандинавских источников для своих теорий, вместо этого полагаясь на немецкие и английские наблюдения; кроме того, отметил Ольсен, в данных и интерпретациях было несколько основных фактических ошибок. “Подобные ошибки снижают уверенность в том, что Лангер совершил значительный прорыв в своем астрономическом анализе”, – сказал Ольсен.
Тем не менее, это интригующее предположение. Хотя, если оно провалится, то есть остается объяснение, предложенное Дэвидсон еще в 1990 году.
“Картину Рагнарека действительно можно рассматривать как великий и ужасающий образ психического расстройства или как полный распад разума во время смерти”, – писала она.
“Погружение земли в море, триумф холода, огня и тьмы, вырвавшиеся на свободу чудовища, которых долго удерживали – такие образы глубоко сидят в сознании людей, и мы можем понять их долгое существование”, – отметила она. “Именно это придает картине Рагнарека такую безошибочную мощь”.
Читайте также: Сурт: гигантский бог огня и апокалипсиса в норвежской мифологии