Ранняя современная Европа была явно не местом для ведьм. На протяжении почти 300 лет, вплоть до конца XVIII века, около 90 000 чародействующих фурий были преданы суду. Половину из них сожгли на кострах, сбросили со скал или подвергли другим ужасным казням — и всё из-за одной книги.
Эта жуткая книга, считавшаяся на протяжении веков основополагающим трудом по демонологии, была написана в 1487 году доминиканским монахом по имени Генрих Крамер и носила название “Malleus Maleficarum”, что означает “Молот ведьм”. На её страницах читатели могли найти как богословское объяснение феномена колдовства, так и практическое руководство по выявлению и преследованию “ведьм”.
Подчеркивая значение книги, авторы нового исследования показывают, что “Malleus Maleficarum”, появившийся на свет благодаря изобретению печатного станка в 1450 году, в значительной степени ответственен за волну охоты на ведьм, охватившую большую часть Центральной Европы в последующие столетия.
“Эта вспышка преследований, известная как ‘охота на ведьм’, вызывает недоумение, поскольку вера в колдовство существовала на протяжении веков, но масштабная охота на ведьм возникла довольно внезапно, быстро распространилась и была поразительно жестокой по сравнению с прошлым”, — пишут исследователи. Они утверждают, что эта внезапная перемена совпала с появлением “Malleus Maleficarum”, с помощью которого Крамер стремился представить колдовство “как заговорщическую деятельность против богобоязненного общества, а не просто злодеяния деревенских колдуний, язычниц или невежественных крестьян”.
Одобренная папами и императорами, книга стала первым печатным руководством для охотников на ведьм и призывала власти снять все правовые ограничения на преследование ведьм. Эксперты по тексту даже могли предлагать свои услуги в качестве “Malefizmeisters” (ведьмомейстеры) или “Hexenkomissare” (ведьмокомиссары), которых правители могли назначать для надзора за охотой на ведьм.
Отслеживая влияние книги, авторы исследования изучили сроки проведения судебных процессов над ведьмами в 553 городах Центральной Европы в период с 1400 по 1679 год и обнаружили всплеск обвинений в демонологии сразу после каждого нового издания “Malleus Maleficarum”.
“Города, которые были ближе по времени и пространству к публикации “Молота ведьм”, с большей вероятностью начинали процессы над ведьмами”, — объясняют исследователи. Результаты показали, что города, имевшие тесные связи с другими районами, где проводились судебные процессы, также с большей вероятностью активизировали собственную охоту на ведьм.
Таким образом, авторы исследования пришли к выводу, что мания охоты на ведьм охватила Европу посредством “идейной диффузии”, когда идеи и практики перенимались соседними регионами. Одержимость колдовством распространялась по Европе кругами, а “Malleus Maleficarum” находился в эпицентре каждой волны.
“Города не принимали такие решения изолированно”, — сказала автор исследования Керис Дотен-Сниткер в своем заявлении. “Они наблюдали за тем, что делают их соседи, и учились на их примерах. Сочетание новых идей из книг и влияния судебных процессов, проводившихся по соседству, создавало идеальные условия для распространения этих преследований”.
В качестве причин усиления рвения в охоте на ведьм ранее предлагались и другие факторы, такие как экологические бедствия и религиозные конфликты, однако исследователи в большинстве случаев не обнаружили сильной корреляции между этими событиями и судебными процессами над ведьмами. Напротив, через два года после появления книги власти Нюрнберга уже попали под её чары и начали использовать её для искоренения местных ведьм.
“Процесс принятия практики судебных процессов над ведьмами мало чем отличается от того, как современные правительства принимают новые политические решения”, — сказала Дотен-Сниткер. “Часто это начинается с изменения идей, которые подкрепляются социальными сетями. Со временем эти идеи укореняются и меняют поведение целых обществ”.
Исследование опубликовано в журнале Theory and Society.
Читайте также: Откуда взялся образ ведьмы на метле?
Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.