Междисциплинарная группа исследователей использовала методы цифровой визуализации и научные приборы, чтобы ответить на извечный вопрос: как выглядели знаменитые скульптуры Парфенона в момент их первоначального создания? Результаты показали, что они были изящно раскрашены различными цветами и украшены многочисленными узорами и рисунками.
Скульптуры Парфенона, иногда называемые Мрамором Парфенона, представляют собой коллекцию различных мраморных архитектурных украшений, созданных для храма Афины (Парфенона) на Акрополе в Афинах (Греция). С начала XIX века эти замечательные образцы античного искусства хранятся в Британском музее, что в последние годы стало вызывать споры.
Но если не считать этих споров, то с момента их обнаружения целые поколения ученых разных специальностей изучали их и пытались понять, как они могли выглядеть в момент создания. Сегодня скульптуры простые, без краски, без намека на цвет. Поэтому считалось, что изначально они были бесцветными, а сохранившуюся краска впоследствии удалили в ходе реставрационных работ, направленных на возвращение скульптурам их предполагаемой “белизны”.
В результате ученым стало трудно восстановить их первоначальный вид.
“Скульптуры Парфенона, хранящиеся в Британском музее, считаются одной из вершин античного искусства и уже несколько столетий изучаются самыми разными специалистами”, – пояснил ведущий автор исследования доктор Джованни Верри (Giovanni Verri) из Чикагского института искусств, в прошлом сотрудник Британского музея по программе Меллона. “Несмотря на это, никаких следов цвета обнаружено не было, и мало что известно о том, как они были вырезаны”.
Чтобы решить эту проблему, д-р Верри и группа исследователей из Британского музея и Королевского колледжа Лондона, в которую входили ученые, реставраторы, историки текстиля и археологи, провели визуализацию мрамора с помощью видимой люминесценции.
Этот неинвазивный метод позволил обнаружить микроскопические следы пигмента “египетский синий” – древнего пигмента, полученного человеком из кальция, меди и кремния. Этот пигмент использовался в Египте уже в 3000 г. до н.э. и был практически единственным синим цветом, применявшимся в Греции и Риме.
Специалисты обнаружили следы египетского синего на скульптурах Парфенона, что свидетельствует о том, что первоначально они были покрыты сложным цветочным орнаментом на одежде. Кроме того, на скульптурах были обнаружены следы белого и фиолетового цветов, последний из которых был ценным пигментом в древнем средиземноморском мире.
Интересно, что художники, создававшие эти фигуры, похоже, не прилагали особых усилий, чтобы придать им специальную поверхность для сцепления красок. Вместо этого, похоже, они сосредоточились исключительно на воссоздании задуманной формы, будь то шерсть, лен или кожа.
“Однако даже если поверхности не были явно подготовлены для нанесения краски, резьба и цвет были едины в их замысле. Художники Парфенона с пониманием относились к окончательному замыслу полихромной скульптуры, создавая поверхности, напоминающие фактуру изображенных предметов. Вполне вероятно, что художники воспользовались этими миметическими поверхностями для достижения конечного эффекта”, – говорит доктор Уильям Томас Вуттон из Королевского колледжа Лондона.
Данная работа показывает, что скульптуры Парфенона были гораздо более сложными и яркими, чем считалось ранее. Это свидетельствует о том, что для древнегреческих художников были одинаково важны как цвет, так и форма скульптур.
“Возможно, элегантные и тщательно продуманные одеяния должны были олицетворять силу и могущество богов-олимпийцев, а также богатство и размах Афин и афинян, по заказу которых был построен храм”, – говорит д-р Верри.
Он добавил: “Произведение, безусловно, является современником здания, так как мы можем видеть четкие следы на задней стороне скульптуры. После размещения на здании задняя часть была бы уже недоступна. Мы можем только гадать, почему они закрасили и заднюю часть тоже”.
Одним из возможных объяснений может быть то, что скульптуры были посвящены богам, которые, в отличие от людей, могли видеть их со всех сторон. Или же художники сами хотели учесть все детали для полноты картины.
Возможно также, что скульптуры Парфенона вдохновили и повлияли на использование цвета в других современных и более поздних произведениях.
“Можно утверждать, что Парфенон частично или полностью служил источником вдохновения для более широкого интереса к использованию богатой и элегантной полихромной скульптуры. Этот интерес имеет четкие параллели в других произведениях, включая терракотовые статуэтки и текстиль, которые, как сообщается в письменных источниках, имели фигурные узоры”, – считает д-р Верри.
Исследование опубликовано в журнале Antiquity.
Читайте также: Мегалитическая тайна греческих домов дракона