Говорят, что все исландцы верят в эльфов. Они даже отказываются начинать крупные строительные проекты, если сначала не посоветуются с эльфами. Они лоббируют интересы своих политиков в интересах эльфийских колоний. Они организуют “эльфийские школы” и “эльфийские туры”. Эльфы в Исландии – везде и всюду.
Содержание
Проверка реальностью
Мало что об исландском народе так искажается, как его древняя вера в скрытый народ. Каким-то образом идея о том, что современные исландцы твердо верят в существование эльфов, несколько лет назад получила широкое распространение в международных средствах массовой информации, и эта идея разрослась до того, что, казалось, в каждом более или менее авторитетном СМИ можно было найти материал на тему “эти чудаковатые исландцы и их эльфы”. Однако вера в эльфов имеет гораздо более глубокие и значимые корни, чем то, что описывают сенсационные истории в СМИ.
Мы, исландцы, очень хорошо знаем о маленьком скрытом народе, но сегодня вера в эльфов в основном не проявляется в нашей повседневной жизни. Тем не менее, время от времени в где-нибудь сельской местности можно услышать историю о каком-нибудь происшествии, когда, скажем, эльфов обвиняют в поломке строительной техники при попытке сравнять бульдозерами какой-нибудь холм. И трудно сказать, в шутку это говорится или нет.
Древние сказания о скрытых людях
Несомненно, что для наших предков эти истории имели важное значение. В наших старинных сказках говорится об альфарах (álfar) и хульдуфолках (huldufólk) – что означает соответственно “эльфы” и “скрытый народ”. Эти термины употребляются более или менее взаимозаменяемо. Они обозначают один и тот же вид существ – (скрытых) людей, живущих в параллельном мире со смертными, но невидимых для них.
У людей за пределами Исландии часто название “эльфы” вызывает совсем другой образ, чем у исландцев. Исландские альфары это не маленькие существа с острыми ушами, которые могут быть зеленого цвета, а могут и не быть.
Альфары из исландского фольклора – это высокие, царственные существа, одетые в роскошные одежды, чьи дома были пышными, наполненными гобеленами и украшениями из золота и серебра. Они были похожи на толкиеновских эльфов Средиземья, только без остроконечных ушей.
Исландские эльфы обладали огромной властью. Скрытые люди часто являлись людям во сне, когда эльфу требовалась помощь человека. Во многих историях фигурируют роженицы-эльфийки, которым нужна была помощь смертной женщины, чтобы та помогла им родить. Если смертная женщина выполняла просьбу скрытого человека (просил обычно муж эльфийки), то ее жизнь неизбежно менялась к лучшему. Урожай был отменным, дети росли, и удача была с ней всю ее жизнь.
Если же она отказывалась помочь эльфам, то жизнь ухудшалась, и она часто оказывалась без средств к существованию. Иными словами, скрытые люди способны изменить к лучшему или сломать судьбу человека.
Бегство в страну изобилия и безопасности
Многие ученые сегодня считают, что вера в скрытых людей служила для исландцев в прошлые века важным психологическим средством, выступая в роли антидепрессанта. В те времена, когда еще не было электричества и центрального отопления, Исландия действительно находилась на краю обитаемого мира. Исландцы представляли собой небольшую колонию, выживающую в темных, сырых, кишащих насекомыми дерновых домах и часто голодающую.
Младенческая смертность была высокой, болезни свирепствовали, нищета была повсеместной, а ландшафт и климат – суровыми и беспощадными. В таких ужасных условиях люди сбегали в свой фантастический мир, в параллельную вселенную, где люди, очень похожие на них самих, жили в изобилии и достатке. В скрытом мире все было лучше, чем в реальном – овцы были жирнее, а урожаи щедрее.
Однако это был не единственный способ, с помощью которого истории о скрытых людях облегчали жизнь и эмоциональные испытания исландцев. Они также помогали им справиться с утратой и горем. Во многих историях о скрытых людях говорится о том, что эльфы похищали детей смертных и уносили их в свой скрытый мир, где хорошо воспитывали и содержали. Сейчас считается, что эти истории имеют под собой трагическую реальность того времени.
В древней Исландии многие дети пропадали без вести. Возможно, родители не успевали уследить за ними – ведь летом взрослые работали до 18 часов в сутки, стараясь извлечь максимум пользы из короткого теплого сезона, и дети были предоставлены сами себе. Или же дети сами работали, часто в одиночку, иногда малышей приводили на работу уже в пятилетнем возрасте. Какова бы ни была причина, они часто пропадали, а учитывая опасный ландшафт Исландии, нетрудно представить, что они становились жертвами несчастного случая: падали в реку, с обрыва или в глубокую лавовую расщелину.
Как родителям скорбеть о ребенке, когда нет возможности уединиться, когда в комнате шириной четыре ярда (3,6 м) и длиной десять ярдов (9,1 м) жили до десяти человек? Возможно, они успокаивали себя фантазиями о том, что ребенок ушел жить в скрытый мир, где о нем хорошо позаботятся и где ему будет лучше, чем здесь. Сказки об эльфах, скорее всего, были для людей способом пережить свое горе.
Нежные мужчины
Еще один мотив в рассказах о скрытых людях связан с романтическими и сексуальными отношениями смертных женщин и мужчин-эльфов, которых называли ljúflingar, буквально: “нежные мужчины”. В этих историях женщина очень часто работала на так называемом горной молочной ферме, или по-исландски sel – примитивном сооружении, расположенном у горных пастбищ, на значительном расстоянии от жилья.
Именно там летом держали овец, и там часто находились женщины-работницы, иногда одни, иногда с ребенком, который присматривал за овцами на пастбище, а иногда и большой компанией, в зависимости от размера фермы. В обязанности женщины входило ежедневное доение овец, приготовление масла и скира – исландского молочного продукта, похожего на йогурт.
Типичная история на эту тему гласит, что женщина начала романтические отношения с мужчиной из скрытого народа и забеременела. Мужчина-эльф был очень внимателен к смертной женщине во время беременности, помогал ей при родах, а затем забрал ребенка и воспитывал его в своем скрытом мире. Но как ни старался эльф, он так и не смог забыть смертную женщину, как и она его, что привело к мучительным любовным страданиям.
Сегодня ученые трактуют эти истории по-разному. Во-первых, возможно, что это были обыкновенными любовными романами того времени, наподобие тех, которые сегодня можно встретить в любом книжном магазине. Они служили фантазийным утешением для одиноких женщин, которые, скорее всего, не вышли бы замуж, поскольку власти того времени установили тиранические ограничения на вступление в брак и девушки из обычных рабочих семей находились в крайне невыгодном положении. Таким образом, истории о любовниках из потаенного мира помогали женщинам уйти от жестокой действительности.
Другое объяснение, однако, более мрачное. Женщины, работавшие на селе, часто становились жертвами сексуального насилия, как со стороны своих работодателей, так и со стороны мужчин с соседних ферм. Исландское законодательство того времени предусматривало суровое наказание за рождение внебрачных детей, поэтому рассказы об эльфах могли быть попыткой оправдать нежелательную беременность. Что еще более трагично, представление о том, что ребенка унес эльф, могло быть прикрытием детоубийства, которое, к сожалению, было распространено в те времена, учитывая строгое наказание за незаконнорожденных детей.
Приведенные выше примеры имеют мало общего с ванильными историями о том, как “исландцы верят в эльфов”, распространяемые в СМИ или в исландской туристической индустрии. На самом деле такое представление скорее примитивизирует трагическую и более фундаментальную реальность, полностью игнорируя представление о богатой культурной истории исландской нации.
Альда Сигмундсдоттир — исландская писательница и журналистка. Она является автором “Маленькой книги скрытого народа” и “Маленькой книги исландцев в старые времена”.
Читайте также: Эльфы и феи: секретная жизнь