Содержание
Очень немногие археологические памятники в Португалии были исследованы по причине того, что многие из них находятся на частной земле, и владелец земли должен дать разрешение на раскопки. Проезжая мимо пастбищ – запретных для посещения зон, можно увидеть огромные кладки интересных мегалитов. На многих участках есть поистине циклопические (как, например, в Куско) стены, камни которых использовались потомками не по назначению. Например, у этого камня (слева) шестнадцать углов, что вроде как не нужно, так как все под ним выглядит как груда обломков. Затем (справа), еще дальше, в самом низу, можно найти камни с идеальной подгонкой.
Заметно, что камни сильно выветрены с тех сторон, которые подверглись атмосферным воздействиям и износу, что вполне может быть признаком большой древности. На тех сторонах, которые были более защищены от внешнего воздействия, все еще можно было увидеть следы зубила.
Кроме того, по округе разбросано множество камней, над которыми очевидно поработали, как, например, вот этот (внизу). Он лежит в двух шагах от археологического центра в местечке Дош Алмендриш.
Другие объекты, например, этот дольмен, расположенный неподалеку, был сильно осквернен и в конечном итоге превращен в церковь.
Но давайте отправимся в Дош-Алмендриш, или, как его еще называют:
Стоунхендж Португалии
Этот комплекс состоит из сотен мегалитов (менгиров), расположенных в форме полуэллипса вдоль оси восток-запад и находится на высоте 415 метров над уровнем моря на склоне, обращенном на восток. Камни были возведены около восьми тысяч лет назад, и это место четко привязано к небесным событиям. Фотография ниже сделана через некоторое время после восхода Солнца, и камень, который мы видим на переднем плане, имеет желобок, похожий на прицел, который идеально выровнен на восток вместе с камнями перед ним.
Поскольку этот снимок был сделан в промежутке между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, Солнце встает с востока на юго-восток. В любом случае, есть еще один камень (рис. A – маленькая стрелка), в котором также есть канавка, но он выровнен в направлении север-юг. На фотографии ниже (рис. B) Солнце в полдень садится на юг и выравнивается с канавкой и камнями за ней. Вы можете видеть камень на заднем плане, имитирующий форму цели. Когда они совпадают, получается идеальное направление на юг.
Это идеальное выравнивание, должно быть, имело решающее значение для функционирования комплекса, поскольку на многих камнях есть очень слабая резьба, которую можно увидеть только в течение получаса в полдень – или если вы придете туда ночью с фонариком. Ниже приведена фотография, на которой показана планировка места, а также некоторые камни с хорошо видимой резьбой на них. Обратите внимание на камень номер четыре с изображением, чем-то похожим на три метеорита. Стрелки A и B показывают расположение двух камней с желобками.
Ниже приведен снимок камня номер три. Тень направлена на север и видны слабые отметины.
Исследователи провели здесь много дней и ночей. Ходили вокруг с программой Stellarium, установленной на ночной режим, пытаясь определить направления и связи с небосводом над головой. Это очень очаровательное место с его игрой теней, которая, вряд ли является случайностью, поскольку происходит только в полдень. Еще одно место с интересными тенями находится неподалеку:
Вале-де-Мария-ду-Мейо
Всего в получасе езды на машине можно найти небольшой комплекс, расположенный в дубовой роще с козьей фермой неподалеку.
Возраст этого места оценивается примерно в семь-восемь тысяч лет; оно было раскопано археологами в 1995 году и теперь является национальным памятником. На двух менгирах были найдены гравировки кругов, подков и лунных полумесяцев. Он также идеально выровнен по всем четырем кардинальным направлениям, и на нем тоже есть игра теней. Помимо прочего, он также выстроен в соответствии с солнцестояниями. На рисунке ниже желтые колечки это камни, которые были видны изначально. Зеленые – те, что нашли в результате раскопок.
Давайте начнем с восхода Солнца в день зимнего солнцестояния, когда эти (внизу) три камня выстраиваются в одну линию с восходящим Солнцем. Скорее всего, камень, лежащий слева, мог быть крышкой (как моллюск) для среднего камня, который называется Водяным камнем. И если бы не деревья, Солнце взошло бы как раз там, где указала стрелка, и он выстроился бы так, чтобы поймать отражение восхода. Она также поймает восход солнца летнего солнцестояния, приходящего слева.
Вот, что можно увидеть здесь за один час до полудня (внизу слева на снимке центры кругов – красные точки) и конечный результат с подчеркнутыми кругами (внизу справа на снимке). Если камни были установлены правильно, когда восстанавливали место, то это может быть маркером солнцестояния (Круглый камень). На этом камне было два очень слабо видимых круга, тень от камня перед ним, казалось, тянулась к ним. Ровно в полдень они соединились.
Рядом с камнем с кругами есть еще один интересный камень, на котором гуманоидные черты появляются только в полдень. Не правда ли, он похож чем-то на истукана с острова Пасхи? Или Пума-Пунку, долины Бада, Гёбекли-Тепе? Бородатый, с руками перед собой, прямо у пупка? Конечно, он сильно выветрился после стольких тысяч лет, но все же? В этом человеке и его окружении есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд… Он не только является якорем оси Восток-Запад, но и, похоже, хранителем Сириуса.
Сириус стал виден с этого места только 11 000 лет назад, поскольку до этого он не поднимался над горизонтом. Теперь он всплывает на юге и делает все более широкую дугу, потом он начнет мигрировать обратно, чтобы в конце концов снова исчезнуть под горизонтом. Потом он снова не будет виден с этого места еще в течение шести тысяч лет. Эта “миграция” Сириуса обусловлена прецессией равноденствий и наклоном земной оси.
На следующем рисунке мы видим фиолетовые линии, указывающие на крайние точки Сириуса (что происходит в наши дни), а также пунктирную фиолетовую линию, указывающую на одинокий камень, который в данном случае указывает на дату около четырех тысяч восьмисот лет до нашей эры – то есть около семи тысяч лет назад. Это согласуется с датировкой самого места – пять-шесть тысяч лет до н.э. Обратите внимание, как заострен одинокий камень (справа). Для точности? Вероятно, можно получить временной интервал, если измерить точные углы по ширине камня?
Черная стрелка указывает на камень, а также направление восхода/заката Солнца во время летнего/зимнего солнцестояния.
Возможно ли, что это место – своего рода часы, построенные на астрономических данных? Начальная дата: 11 000+ лет назад, затем указание на какое-то событие семь тысяч лет назад. В архитектуре этого объекта есть нечто большее, чем можно описать в данный момент.
В завершение визита в Вале Мария ду Мейо хочется показать еще один камень, обращенный к Полярной звезде.
Беременная женщина из Алкалара
На южной оконечности Португалии находится памятник, который, в некотором роде, выглядит как маленькая версия Ньюгрейндж в Ирландии. Алкалар был частью большого социального и культурного развития на юге Пиренейского полуострова, которое происходило около 3000 года до н.э.
На левом снимке мы видим вход, который также виден в центре правого снимка (со спутника). Как утверждается, этот памятник не привязан к какому-либо определенному направлению или небесным явлениям. Но стена к югу от входа заканчивается именно там, где можно провести прямую линию с севера на юг к мегалитической перемычке на вершине входа (следите за тенями – правый снимок).
В коротком коридоре, ведущем к входу, есть два “сиденья”, по одному с каждой стороны. Слева от коридора есть изогнутая каменная плита (синяя), на которую следует обратить внимание. При летнем солнцестоянии (76°) солнечные лучи попадают на край сиденья, а затем на пол. Затем, во время зимнего солнцестояния (29°), тень достигает северного “стула”. В первую неделю апреля (61°) она также попадает на край изогнутой плиты. От летнего солнцестояния до апреля – девять месяцев… Интересно, есть ли в этом какой-нибудь замысел?
Вход также, похоже, совпадает с восходами/закатами Солнца во время солнцестояний (зеленые линии). Кроме того, находится в девяти градусах от оси восток-запад.
Внутри живота
Но какое значение имеет число девять? Предполагают, что памятник похож на что-то, используемое для изображения беременности или воссоздания родов. Памятник поменьше рядом с этим был гробницей. Цикл жизни и смерти? После того как вы пройдете “сиденья” и коридор (9° от оси, девять месяцев беременности?), вы должны проползти на четвереньках мимо входа и через пятиметровую шахту, чтобы достичь ее центра. Центральная камера полностью круглая с двумя нишами, по одной с каждой стороны от входа, достаточно большими, чтобы заползти в них и лечь в позе эмбриона. Может быть, это яичники? Тогда узкая шахта была бы родовым каналом.
Это всего лишь догадки, но кое-что еще, связанное с внешней стеной, только укрепляет такое предположение.
Тень на стене
“…мы удовлетворены художником, который способен в любой степени имитировать землю и ее горы, и реки, и леса, и вселенную, и вещи, которые находятся и движутся в ней, и далее, что, не зная ничего точного о таких вещах, мы не рассматриваем и не анализируем картину; все, что требуется, это некий нечеткий и обманчивый способ изображения теней.”
Платон, “Критий”
Как мы видели на более древних объектах, художники действительно умели работать с тенями. Чтобы сделать это так точно, нужно много знать о небесных движениях. Сохранилось ли это знание до тех пор, пока две тысячи лет спустя не был построен монумент Алкалар?
Начиная с полудня, со стеной происходит нечто интересное. До полудня стена не отбрасывает тени, но когда солнце садится на юг, начинается интересное зрелище. Тень начинает расти… Если вспомнить о беременности и плодородии, на что похожа эта тень?
Возможно, это намеренно, а может просто результат реставрации, но кажется, что она похожа на беременную женщину, у которой растет живот. Поскольку представление с тенями начинается ровно в полдень, то кажется, что за этим может стоять какой-то умысел. Может быть стоит изучить это дальше с археоастрономической точки зрения. В любом случае… все это очень увлекательно!
Читайте также: Мегалитические памятники – это не просто камень