Сверхъестественная прогулка Иисуса по Галилейскому морю до сих пор остается одним из самых популярных христианских чудес. Начало каждой версии идентично: Иисус велит своим апостолам переплыть на другой берег этого внутреннего пресного моря, а сам уходит на гору помолиться. Вечером того же дня Христос замечает корабль с апостолами далеко от берега, который тонет в бушующем море, взбаламученном сильным встречным ветром. Тогда Он спускается с горы и идет по поверхности моря пять или шесть километров, пока не достигает корабля апостолов, предположительно для того, чтобы не дать ему утонуть.
Содержание
Расхождения в рассказах о хождении Иисуса по воде
На этом этапе истории становятся совершенно противоречивыми. В Евангелии от Матфея 14:29-31 сообщается, что ученик Петр вылез из лодки и некоторое время шел по волнам навстречу Иисусу, прежде чем его вера пошатнулась и он погрузился под воду – паранормальное явление само по себе, но оно опущено Марком и Иоанном.
Не меньшее недоумение вызывают и слова Марка 6:48 о том, что Иисус “хотел пройти мимо” (“ēthelen parelthein”) корабля апостолов во время своей морской прогулки, как будто его не заботили опасные для жизни обстоятельства. И, наконец, в Иоанне 6:21 добавлено второе чудо: корабль учеников мгновенно телепортировался на несколько километров на другой берег озера в тот момент, когда они попытались поднять Иисуса на борт.
Эти вопиющие несоответствия указывают на то, что чудо хождения по воде не было результатом свидетельства очевидцев. Как же евангелисты смогли принять распространенные слухи о чуде морской прогулки за исторический факт, но при этом включить в него детали, которые настолько поражают воображение, что делают эти эпизоды несопоставимыми?
История, написанная звездами
Ответ, по-видимому, был “написан” среди звезд в виде двух эзотерических систем проверки истины, циркулировавших в Сирии и Палестине в I в. н.э. Христианские богословы единодушно признают, что авторами Евангелий были анонимные евреи-эллинисты, никогда не встречавшие Иисуса и не имевшие свидетельств очевидцев. Однако каждый из них разделял веру в то, что Иисус был обожествленным “Сыном Божьим” (“huios theou“) и “Помазанником” (“Christos“), вознесшимся на “небеса” (“ouranos“) – слово, которое одновременно означало “небо, твердь” и относилось к сфере, где можно найти созвездия.
Более того, будучи образованными евреями, свободно владевшими греческим языком и жившими в стране, колонизированной грекоязычными народами, евангелисты наверняка были знакомы с эллинским религиозным догматом katasterismos, или “размещение среди звезд”, который провозглашал сорок восемь древних созвездий священной летописью монументальных событий, произошедших когда-то на Земле, – каждая звездная фигура совершала один или несколько сверхъестественных подвигов, которые сделали ее, как и Иисуса, бессмертной.
За семь веков до того, как Иисус прогулялся по Галилейскому морю, эллинский астроном-поэт Гесиод в своем труде “Астрономия” заявил, что Орион мог ходить по воде:
“Орион… сын Эвриалы, дочери Миноса, и Посейдона, и что ему дана была в дар способность ходить по волнам [моря], как по суше”.
Сверхъестественная способность Ориона “ходить по морю” была подтверждена в “Библиотеке” греческого мифографа Аполлодора (50 г. до н.э.), в латинской “Энеиде” Вергилия (20 г. до н.э.) и в небесной мифологии римского астронома-поэта Гая Юлия Гигина (15 г. н.э.).
Поскольку о способности Ориона “ходить по воде” сообщали два поэта-астронома (Гесиод и Гигин), то неудивительно, что эта концепция была встроена в звездную картину. На звездной карте вытянутые ноги Ориона изображают его удаляющимся от небесной суши в астральное “море”, очерченное восемью сопряженными водными созвездиями: Дельфин, Козел, Южная Рыба, Водопой, Морской Змей, Река, Рыбы-близнецы и Корабль.
Понятие “хождения по морю” подчеркивалось положением передней ноги этого бога-созвездия, обозначенной звездой Ригель (β Ориона), которая как бы наступает на первую звезду Эридана (λ Эридана), созвездия Реки. Примечательно также, что в месопотамских астрономических преданиях Близнецы отождествляются с горой Машу, “горой-близнецом”, а Водолей – с богом воды Эа, созвездием-божеством, обитавшим в звездном море и наиболее известным как виновник Великого потопа, популярного в библейской легенде о Ное.
Таким образом, древние астрономические наблюдения приводят к одному и тому же выводу: всякий раз, когда Орион появляется на небосводе, он активно занимается “хождением по морю”. Поскольку эллинская мифология преподавалась в греческих школах Сирии и Палестины в I в. н.э., весьма вероятно, что евангелисты познакомились со звездными морскими походами Ориона до написания своих Евангелий.
Небесные каламбуры как откровение
Однако авторы Евангелия были осведомлены и о другой эзотерической форме подтверждения подлинности, циркулировавшей в научных анклавах того времени. Из Месопотамии пришло астрологическое поверье, что созвездия изображают шитир-шами, “небесное письмо”, – загадочный текст, раскрывающий недоступную мудрость через игру слов, зашифрованную в образах и названиях звездных богов. Постигнутая мудрость, основанная на каламбуре, выдавалась за непреложную истину. Это вполне согласуется с титулом вавилонского астролога: tupsharru – “писатель, писец” – лингвистический эксперт, читающий священное “письмо” звездных богов, чтобы узреть просветление, откровение или знаки будущих земных событий, которые можно избежать или использовать в своих интересах.
Судя по их титулу, вавилонские астрологи были искусными грамматиками, владеющими сложной клинописью, которая включала в себя владение разговорным аккадским языком, а также шумерским, “мертвым” языком южных месопотамцев, от которых аккадоязычные вавилоняне переняли клинопись. Одним из видов справочных пособий, оказавших неоценимую помощь вавилонским астрологам, были шумеро-аккадские словари, созданные около 1800-1600 гг. до н.э. Шумеро-аккадские словари содержат тысячи шумерских логограмм; шумерская логограмма представляет собой клинописный знак или группу знаков, которые читаются как шумерское слово и используются для обозначения аккадского (т.е. вавилонского) слова с эквивалентным значением (на рисунке ниже аккадский язык транслитерируется курсивом, шумерский – прописными буквами).
Списки шумерских логограмм, приведенные в шумеро-аккадских словарях, свидетельствуют о том, что клинопись была предрасположена к поразительному уровню полисемии, или “многозначности одного слова или фразы”. Иллюстрацией этого явления может служить клинописный знак AN – шумерское слово “небо, небеса”, которое послужило логограммой для аккадского (т.е. вавилонского) слова shamuu – “небо, небеса”.
Однако шумеро-аккадские словари указывают, что логограмма AN обозначала и многие другие аккадские слова, в том числе: ia’u/”шахта”, shubultu/”ячменный колос”, zuqqupu/”пронзать”, sha/”из”, asakku/”табу”. И если это недостаточно сбивает с толку, то в шумерском языке AN также читалось как DINGIR, или “бог”, что послужило логограммой для аккадского ilu, “бог, божество”. Следовательно, когда месопотамский астролог писал клинописный знак AN, он знал, что потенциально он может передавать аккадские значения “небеса, мой, ячменный колос, импале, из, табу и “бог”. Удивительно, но перечисленные каламбуры составляют лишь малую толику от общего числа аккадских слов, представленных шумерской логограммой AN.
Таким образом, полисемия, зашифрованная в шумерских логограммах, могла порождать огромное количество завуалированных игр со словами. Когда астролог обнаруживал эти каламбуры, они воспринимались как божественное откровение, сообщающее неоспоримую истину.
Орион: “Сын Божий” и “Христос”
Недостаточная историчность Евангелий резюмируется в Оксфордской аннотированной Библии:
“Ни евангелисты, ни их первые читатели не занимались историческим анализом… Ученые в целом согласны с тем, что Евангелия были написаны через сорок-шестьдесят лет после смерти Иисуса. Таким образом, они не являются свидетельствами очевидцев или современников жизни и учения Иисуса”.
Однако, как было показано выше, авторы Евангелий восприняли три арканных убеждения, которые, будучи использованы в качестве шифра, позволяют нам установить, как астрономическая способность Ориона “ходить по волнам” была приписана Иисусу. Первое – это эллинская вера в то, что созвездия представляют собой неопровержимую пиктографическую запись священной истории. Вторая – вера в то, что Иисус вознесся на ouranos – “небо, небеса”, где и находятся эти освященные звездные образы. И третье – месопотамская вера в то, что полисемичные смыслы, заложенные в клинописных названиях богов-созвездий, передают абсолютное знание.
Можно предположить, что евангелисты были знакомы с месопотамской астрологической эзотерикой, поскольку в Евангелии от Матфея 2:1-2 сообщается, что волхвы, “жрецы-астрологи”, узнали о рождении младенца Иисуса по “звезде его в восходе ее”. Более того, в клинописных астрономическо-астрологических текстах Орион обозначается шумерским именем DINGIR DA-MU. А поскольку DA-MU в переводе с шумерского означает “ребенок” или “сын”, то это название переводится как “бог-сын”. ДИНГИР – шумерское слово, означающее “бог”, а также логограмма, обозначающая аккадское слово ша/”из”. Таким образом, полисемичные чтения, зашифрованные в одном из названий Ориона, дают слова: “Сын божий”. Эти шифровки дают клинописный коррелят греческого эпитета евангелистов для Иисуса – “Сын Божий”/ huios theou.
В клинописных звездных атласах и ритуальных табличках Орион также обозначен как СУКАЛ, “Посланник”. Этот же клинописный знак служил логограммой почитаемого жреца Пашишу, “Помазанника” – клинописного эквивалента греческого Christos, “Помазанник”, который мы произносим как Христос. Примечательно, что жрец Пашишу, или СУКАЛ, считался способным подчинить себе АБЗУ – шумерский термин для обозначения небесных вод, олицетворяющих сопредельные водные созвездия, по которым ступает Орион. Действительно, Гильгамеш встретил жрецов Пашишу во время путешествия по подземному миру в VII таблице “Эпоса о Гильгамеше”.
Поэтому, когда евангелисты обратились к звездному небу, чтобы узнать факты из жизни Иисуса, сакральная игра слов подсказала, что созвездие Морского Ходока – Орион – также обозначает титулы “Сын Божий” и “Христос”. Это небесное откровение, очевидно, заставило Матфея, Марка и Иоанна отождествить Ориона с Иисусом и приписать первому способность “ходить по морю”.
Читайте также: Христос и Будда: как объяснить необычайное сходство?