Греческая мифология полна невероятных зверей и чудовищ. Грифон – один из таких примеров знаменитого мифологического животного Древней Греции. У него было тело льва, но голова и крылья орла. Очевидно, что в реальности этого создания не существовало. Однако есть множество примеров того, как мифические существа были вдохновлены реальностью. В случае с грифоном вполне возможно, что его происхождение связано с окаменелостями динозавров.
Содержание
Что говорит о грифоне греческая мифология
Геродот был одним из первых древнегреческих писателей, упоминавших грифонов. Его история была получена от Аристея, греческого путешественника, который побывал далеко на востоке Греции. Аристей узнал много сказаний от исседонов, народа Средней Азии.
По словам Аристея, грифоны жили именно в этом районе. Он говорил, что они охраняют золото. Геродот был не единственным, кто опирался на сведения Аристея. Другой писатель V века до н.э., поэт Эсхил, также писал о грифоне. Он рассказал, что племя аримаспи крадет золото грифонов и охотится за ними.
Интересной деталью является то, что Эсхил образно называет грифонов “гончими”. Это говорит о том, что первоначально их считали бескрылыми и нелетающими существами. Аполлоний Тианский, живший в I веке н.э., прямо называет грифона бескрылым.
Где обитал грифон?
Очевидно, что грифон был предположительно животным Центральной Азии. Однако точное место его обитания неясно. Геродот однозначно помещает их далеко к востоку и северу от Греции, за землей скифов, но точнее сказать невозможно.
Исседоны, от которых Аристей получил свои сведения, жили, по словам Геродота, чуть севернее массагетов. Следовательно, они должны были жить совсем рядом с Монголией. Поэтому территория обитания грифонов должна была находиться где-то поблизости.
Более или менее соответствуя этому, Ктесий, греческий писатель ок. 400 г. до н.э., определил территорию обитания грифона в Великой Индии. С другой стороны, гораздо позже Плиний поместил грифона в Эфиопию. Однако, по-видимому, речь шла об Эфиопии на востоке Азии, а не об Эфиопии в Африке.
Происхождение грифона из греческой мифологии в пустыне Гоби
Мы можем объединить тот факт, что грифон был обитателем Центральной Азии, вероятно, близ Монголии, с тем, что греческие писатели постоянно описывают его как охраняющего золото в стране, где он жил. Эсхил, один из самых ранних источников о грифоне, напрямую связывает его с пустыней. Интересно, что в Монголии пустыня Гоби в древности была известна своим золотом. В ней и сегодня имеются огромные залежи благородного металла.
Поэтому вполне вероятно, что именно в пустыне Гоби грифоны и обитали. Но как же это связано с происхождением грифона? В пустыне Гоби обнаружено множество окаменелостей динозавров. Один из наиболее часто встречающихся там динозавров вполне может объяснить происхождение грифона: протоцератопс.
Протоцератопс был похож на более известного Трицератопса, но меньше и не имел рогов. Он был четвероногим, как и лев. Однако у него еще был клюв, как у птицы.
Как окаменелости протоцератопса объясняют происхождение грифона
Конечно, живой протоцератопс не был бы похож на грифона из древнегреческой мифологии. Однако ископаемый протоцератопс, от которого остались только кости (и, как правило, в плохом состоянии), легко можно было принять за четвероногое млекопитающее с головой птицы.
Если учесть, что лев во многих культурах был самым страшным млекопитающим, а орел – самым грозным летающим существом, то выбор именно этих двух животных совсем не удивителен.
Более того, Плиний отмечал, что грифон “откладывает яйца в норы в земле”. Интересно, что в пустыне Гоби палеонтологи обнаружили окаменелости яиц динозавров в гнездах в земле. Если кочевые племена Центральной Азии видели эти окаменелости во время своих скитаний по пустыне Гоби, то легко представить, как это могло привести к появлению легенды о грифоне.
Древние греки обычно изображали грифона с большими ушами, не похожими на орлиные. А у протоцератопса частично раздробленная жабра (как это наблюдается на многих окаменелостях этого динозавра) очень даже создает подобие высоких ушей.
Еще более древнее происхождение грифона
Одним из самых серьезных критических замечаний в адрес этой теории происхождения грифона является то, что изображения грифонов появились задолго до времен Аристея. Он жил в VII веке до н.э., но мы находим изображения грифонов в более древних произведениях искусства Крита, Египта и других мест еще в бронзовом веке, если не раньше. Что это означает?
Да то, что концепция смешивания частей тела различных животных возникла очень давно. Естественно, что и другие сообщества в прошлом додумались до того, чтобы поместить голову птицы на тело льва. В шумерской мифологии мы находим и обратный вариант: голова льва на теле орла.
Люди прошлого, создавая бесчисленное множество различных мифологических зверей, не обошли вниманием и эту специфическую мешанину животных. Однако это не опровергает версию о том, что легенда о грифоне, то есть о существах-полульвах-полуорлах, обитавших в Центральной Азии и охранявших там золото, возникла благодаря тому, что кочевые племена увидели окаменелости протоцератопса.
Подтверждающие доказательства происхождения грифона
Помимо простой логики, заложенной в эту теорию, существуют убедительные доказательства, подтверждающие ее. Важно отметить, что хотя грифон появлялся в греческом искусстве и раньше, он внезапно стал популярным после эпохи Аристея. Именно в этот период греки начали налаживать торговые пути со Средней Азией.
По словам одного из исследователей, со времен Аристея произошел “взрыв интереса” к грифонам. Этот интерес к грифонам сохранялся примерно до 300 г. н.э. Примечательно, что именно в это время сократились значительные торговые связи Греции и Рима с Центральной Азией.
Это убедительно свидетельствует о том, что концепция грифона не имела прочного основания в западных землях независимо от легенд о нем восточных кочевников. Что указывает на то, что истоки легенды о грифоне действительно происходят из Центральной Азии.
Действительно ли такое происхождение грифона правдоподобно?
Существует еще одно ключевое возражение против этой теории происхождения грифона. Некоторые критики утверждают, что окаменелости протоцератопса было бы недостаточно легко разглядеть. В конце концов, палеонтологам приходится много работать, чтобы откопать окаменелости динозавров. Конечно, ожидать, что окаменелости будут торчать из земли, как что-то из “Парка Юрского периода”, просто нереально.
Однако в данном случае кажущийся рациональным скептицизм является просто следствием незнания фактов. Сегодня, возможно, не факт, что окаменелости протоцератопса просто лежат на земле и видны всем желающим. Если это и так, то только потому, что в этом районе уже побывало много охотников за окаменелостями. Причина, по которой они так часто посещали этот регион, заключается именно в том, что он изобиловал окаменелостями.
Охотники за ископаемыми хлынули в пустыню Гоби в 1920-х годах. Один из исследователей того времени заметил, что земля, казалось, была “вымощена” костями динозавров. Палеонтологи, знакомые с пустыней Гоби, говорят, что “древние кочевники, несомненно, могли наблюдать постоянно появляющиеся, полностью сочлененные скелеты клюворылых динозавров” – то есть протоцератопсов.
Был ли протоцератопс прототипом для грифона?
В заключение можно сказать, что основная концепция грифона была придумана в очень далеком прошлом, просто потому, что древним людям нравилось комбинировать различные части животных. Однако происхождение легенды о грифоне, зафиксированной в греческой мифологии, происходит именно из Центральной Азии.
Существует четкая ассоциация между грифонами и месторождениями золота далеко на востоке, в частности, с пустыней. Поэтому вполне вероятно, что пустыня Гоби была их мифической родиной. В таком случае нельзя игнорировать очевидную связь между легендарными грифонами и окаменелостями протоцератопсов, украшавших пустыню.
Несомненно, легенда о грифоне возникла благодаря тому, что люди видели эти скелеты динозавров. Эти окаменелости хорошо объясняют происхождение мифического грифона, который изначально был нелетающим.
Читайте также: Почему во многих культурах есть драконы?