Фантастические твари: Гриндельвальд, темные фантазии и тайные общества

В конце приквела к фэнтези о Гарри Поттере “Фантастические твари и где их искать” мы узнаем о темном волшебнике Гриндельвальде и его плане разоблачения магического сообщества перед широким немагическим миром. В следующей части, “Преступления Гриндельвальда”, волшебник бежит из плена и начинает свою кампанию по выведению волшебников из подполья и возвышению. Его действия угрожают нарушить секретность магии, которая обеспечивает безопасность как магического, так и немагического населения.

Подобно злому лорду Волдеморту и его Пожирателям смерти в книгах и фильмах о Гарри Поттере, Гриндельвальд и его последователи напоминают светскую версию шабаша, в котором Гриндельвальд играет роль дьявола. Его последователи должны поклясться в верности и выполнять его приказы. На тайных собраниях они замышляют свергнуть привычное нам общество.

Возможно, потому что волшебный мир Дж. К. Роулинг предназначен для семейного досуга, о действиях на этих собраниях рассказывается мало подробностей – но ясно, что Волдеморт и его Пожиратели смерти не стесняются мучить маглов (не волшебников) и волшебников, не являющихся чистокровными, как для развлечения, так и для достижения своих целей. О Гриндельвальде пока известно не много, кроме того, что он был исключен из Дурмстранга – школы волшебников, известной своей терпимостью к “Темным искусствам” – за проведение “извращенных экспериментов”.

гриндельвальд
Допрос ведьмы. Т. Х. Маттесон.

Темные ритуалы

В Европе позднего средневековья и раннего нового времени все больше верили, что ведьмы тайно встречаются для проведения темных обрядов и заговоров о гибели общества. В начале XIV века Алиса Кайтелер, ростовщица из Килкенни, Ирландия, была обвинена в использовании колдовства, чтобы сначала увлечь, а затем убить четырех своих мужей.

Она и ее сообщники якобы собирались по ночам, чтобы отречься от своей христианской веры и приготовить зелье в черепе обезглавленного разбойника, используя такие ингредиенты, как черви, ногти и волосы с мертвых тел, а также одежду некрещеных детей. Суд над Кайтелер примечателен тем, что в нем колдовство рассматривалось как серьезный акт ереси, а не как мелкое светское преступление. Сама Кайтелер сумела уйти от наказания, бежав из Ирландии, но ее служанка Петронилла была подвергнута пыткам и позже казнена.

Столетие спустя Иоганн Нидер описал в своем “Formicarius”, как ведьмы тайно встречались в присутствии демона, чтобы отвергнуть христианство. Нидер описал, как проклятия ведьм вызывали смерть младенцев, которых затем крали из могил, чтобы сварить в котле и сделать из них зелье. В свою очередь, Formicarius послужил важным источником для Malleus Maleficarum (“Молота ведьм”), который был написан в 1486 году Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером и впервые опубликован в Германии в 1487 году – как раз вовремя, чтобы воспользоваться изобретением печатного станка. “Молот” был переиздан много раз.

С течением времени изображения этих тайных собраний – или шабашей – становились все более жестокими, ведьмы собирались, чтобы совершить неописуемые ритуалы и непристойные сексуальные действия. В 1612 году Пьер де Ланкр, французский магистрат и охотник за ведьмами, описывает, как он выслушивал признания обвиняемых ведьм в том, что они посещали шабаши под руководством дьяволов.

После поцелуя в затылок хозяина они танцевали обнаженными, а затем совокуплялись с демонами и друг с другом. Художественные изображения этих темных обрядов также становились все более экстравагантными. Колдовство рассматривалось как растущая угроза христианству, что оправдывало бесчисленные судебные процессы и казни.

гриндельвальд
Непристойный поцелуй, иллюстрация ведьм, целующих анус Дьявола. Гравюра на дереве Франческо Марии Гуаццо (1608 г.)

Древние предрассудки

Эти утверждения можно проследить на примере обвинений, выдвигавшихся против еретиков на протяжении всего Средневековья и даже против христиан в Древнем Риме. В письме, написанном папой Григорием в 1233 году, “Vox in Rama”, описываются ритуалы, в которых посвященные в еретическую секту целуют чудовищную жабу, а затем задние конечности большой черной кошки, после чего следует оргия с другими членами.

До того, как христианство получило широкое распространение в Римской империи, существовали опасения, что христиане проводят тайные оргии и каннибальские пиры – возможно, это было неправильное понимание христианской мессы с ее употреблением тела и крови Христа и поцелуем мира. Христиане, как и еретики и ведьмы, которых позже стали преследовать, также когда-то воспринимались как угроза обществу, воплощая в себе ценности, которые считались отвратительными.

Таким образом, такие злодеи, как Гриндельвальд и Волдеморт, отражают современные проблемы социальной справедливости. Они стремятся создать общество, которое было бы менее терпимым и инклюзивным – и все же их убеждения на самом деле являются более экстремальными версиями предрассудков, широко распространенных в мире волшебников. Уничтожение злодея не уничтожает того, чего мы боимся, потому что это глубоко укоренилось в обществе, а зачастую и в нас самих.

Существует мало доказательств того, что в этих средневековых обвинениях есть хоть доля правды, скорее они служат мрачными фантазиями о самых глубоких тревогах человеческого общества. На протяжении всей истории мы проецировали наши худшие страхи на наших предполагаемых врагов, представляя, как они тайно замышляют вместе свергнуть все, что нам наиболее дорого – будь то установленный общественный порядок или религиозная вера.

Такие злодеи, как Гриндельвальд и Волдеморт привлекательны, потому что воплощают в себе эти страхи и тревоги. Озабоченность тем, что тайные группы все еще скрываются в тени (даже если они, вероятно, не устраивают оргий и не едят человечину), является древней и непреходящей. Но мы должны быть осторожны в демонизации тех, с кем мы не согласны. Когда мы проецируем свои самые глубокие страхи на других, мы можем потерять из виду их человечность – и тогда охота на ведьм начинается всерьез.

Читайте также: Дьяволы, демоны и опасные существа из Pseudomonarchia Daemonum

Поделиться

Добавить комментарий