Одним из самых подробных исторических источников об имперском Риме является Корнелий Тацит (56-120 гг. н.э.), чьи основные труды, “Анналы” и “Истории”, охватывают историю Римской империи от смерти императора Августа в 14 году н.э. до смерти Домициана в 96 году.
Вот как французский ученый Полидор Хошар представил в 1890 году результаты своего исследования “подлинности “Анналов” и “Истории” Тацита”, основываясь на работе Джона Уилсона Росса, опубликованной двенадцатью годами ранее под названием “Тацит и Браччолини: Анналы, подделанные в XV веке” (1878):
В начале пятнадцатого века ученые не имели в своем распоряжении ни одной части работ Тацита; считалось, что они утрачены. Около 1429 года Поджио Браччолини и Никколи из Флоренции обнаружили рукопись, содержащую последние шесть книг “Анналов” и первые пять книг “Истории”. Именно с этой архетипической рукописи были сделаны копии, которые находились в обращении до появления книгопечатания. Теперь, когда кто-нибудь хочет узнать, где и как эта рукопись попала в распоряжение двух итальянцев, он с удивлением обнаруживает, что они дали очень неправдоподобные объяснения на этот счет. Похоже, что они либо не хотели, либо не могли сказать правду. Примерно восемьдесят лет спустя папе Льву X был передан том, содержащий первые пять книг “Анналов”. Ее происхождение также окутано мраком.
К чему эти тайны? Какого доверия заслуживают те, кто обнародовал эти документы? Какие у нас есть гарантии их подлинности?
Рассматривая эти вопросы, мы прежде всего увидим, что Поджио и Никколи никогда не отличались честностью и преданностью, и что поиск древних рукописей был для них бизнесом, средством добывания денег. Мы также узнаем, что Поджио был одним из самых образованных людей своего времени. Кроме того, он был искусным каллиграфом, и у него даже были писцы, которых он обучил идеально писать на пергаменте ломбардскими и каролинскими буквами.
Таким образом, тома, выходящие из под его рук, могли прекрасно имитировать древние манускрипты, как он сам говорит. Мы также сможем увидеть, из каких элементов были составлены “Анналы” и “Истории”. Наконец, в поисках того, кто мог быть автором этого литературного мошенничества, мы придем к выводу, что, по всей вероятности, псевдо-Тацит – не кто иной, как сам Поджо Браччолини”.
Демонстрация Хошара проходит в два этапа. Сначала он прослеживает происхождение рукописи, обнаруженной Поджио и Никколи, используя переписку Поджио в качестве доказательства обмана. Затем Хошар рассматривает появление второй рукописи через два года после того, как папа Лев X (Медичи) пообещал большое вознаграждение золотом тому, кто сможет предоставить ему неизвестные рукописи древних греков или римлян.
Лев Х наградил неизвестного поставщика 500 золотыми кронами, огромным по тем временам состоянием, и немедленно приказал напечатать драгоценный манускрипт. Хошар приходит к выводу, что рукопись была передана папе Льву X Жаном-Франсуа Браччолини, сыном и единственным наследником личной библиотеки и бумаг Поджио, который в то время был секретарем Льва X и использовал анонимного посредника, чтобы избежать подозрений.
Обе рукописи сейчас хранятся во Флоренции, поэтому их возраст легко может быть установлен научно, не так ли? Это сомнительно. В любом случае, на сегодняшний день правда заключается в том, что их возраст определяется простым научным предположением. Но тут есть хотя бы средневековые рукописи. Потому что для других работ Тацита, таких как “Германия” и “Де Агрикола”, у нас нет даже их.
Профессор Дэвид Шапс рассказывает, что на “Германию” не обращали внимания на протяжении всего Средневековья, и она якобы сохранилась в единственной рукописи, которая была найдена в аббатстве Херсфельд в 1425 году. Потом она была привезена в Италию и изучена Энеа Сильвио Пикколомини, впоследствии ставшим папой Пием II, а также Браччолини. После чего исчезла из виду.
Поджио Браччолини (1380-1459) приписывается заслуга открытия заново и восстановления большого количества классических латинских рукописей, в основном пришедших в упадок и забытых в немецких, швейцарских и французских монастырских библиотеках. Хошар считает, что книги Тацита – не единственные его подделки. Подозрения вызывают также работы Цицерона, Лукреция, Витрувия, Квинтилиана и др.
Например, единственная известная работа Лукреция “De rerum natura” практически исчезла в средние века, но была вновь чудесным образом обнаружена в 1417 году в монастыре в Германии. Естественно, ее обнаружил Поджио Браччолини. Это же относится и к единственной сохранившейся работе Квинтилиана – двенадцатитомному учебнику по риторике под названием “Institutio Oratoria”, о находке которого сеньор Поджио рассказывал в письме так:
Там, среди огромного количества книг, описывать которые было бы слишком долго, мы нашли Квинтилиана в целости и сохранности, хотя и грязного от плесени и пыли. Ибо эти книги находились не в библиотеке, как подобает их ценности, а в каком-то грязном и мрачном подземелье у подножия одной из башен, куда не помещали даже людей, осужденных за смертную казнь.
Если Хошар прав, то был ли предприимчивый Поджио исключением, из числа честных гуманитариев, которым человечество обязано “повторным открытием” великих римских классиков? К сожалению, как мы увидим далее, это вряд ли. Даже великий Эразм Роттердамский (1465-1536) поддался искушению подделать трактат под именем святого Киприана “De duplici martyrio ad Fortunatum”, который он выдавал за случайно найденный им в древней библиотеке.
Эразм использовал эту уловку, чтобы выразить свою критику в католической путанице между добродетелью и страданием. В случае с фальсификацией Эразма, его выдало его отношение к христианству. А сколько подделок осталось незамеченными из-за отсутствия оригиналов? Джайлс Констебл, историк-медиевист, пишет в книге “Подделка и плагиат в Средние века”:
Секрет успешных фальсификаторов и плагиаторов заключается в том, чтобы так точно подогнать обман к желаниям и стандартам своей эпохи, чтобы он не был обнаружен или даже заподозрен в момент создания. Подделки и плагиат следуют моде, а не создают ее, и без всяких сомнений могут считаться одними из самых подлинных продуктов своего времени.
Здесь мы сосредоточились на литературных подделках, но были и другие виды. Сам великий Микеланджело начинал свою карьеру, подделывая античные статуи, в том числе известную как “Спящий Амур” (ныне утраченную), работая на семью Медичи во Флоренции. Он использовал кислую почву, чтобы придать статуе античный вид. Статуя была продана через посредника кардиналу Риарио из Сан-Джорджио, который в конце концов обнаружил обман и потребовал свои деньги обратно, но не стал выдвигать никаких обвинений против художника.
Помимо этой признанной подделки, профессор Колумбийского университета Линн Каттерсон привела убедительные доводы в пользу того, что и скульптурная группа “Лаокоон и его сыновья” является еще одной подделкой Микеланджело. Статуя, датируемая примерно 40 годом до н.э. и якобы обнаруженная в 1506 году на винограднике в Риме, была немедленно приобретена папой Юлием II.
Если серьезно задуматься над этим вопросом, то можно найти несколько причин сомневаться в том, что подобные шедевры были возможны когда-либо до эпохи Возрождения. Одна из них связана с прогрессом в анатомии человека. Аналогичные вопросы вызывают и многие другие античные произведения.
Например, сравнение бронзовой конной статуи Марка Аврелия, скажем, с Людовиком XIV заставляет задуматься: как так получилось, что в период с пятого по пятнадцатый век больше ничего не было найдено даже отдаленно приближающегося к этому уровню достижений искусства? Можем ли мы вообще быть уверены, что Марк Аврелий – реальная историческая личность? Ведь основные источники, рассказывающие о жизни и правлении Марка, отрывочны и часто ненадежны, а самым важным из них является весьма сомнительная “Historia Augusta”.
Читайте также: Древние технологии, опередившие свое время на столетия