В начале марта 2023 года Министерство туризма и древностей Египта (MOTA) объявило об обнаружении новой камеры над главным (северным) входом в пирамиду Хуфу, также известную как Великая пирамида Гизы, недалеко от Каира. Эта камера размером 9 на 2 метра расположена прямо над северным входом, и причина ее постройки в настоящее время неизвестна. Может ли она быть частью давно демонтированной запирающей системы?
Ещё одна полость существует между Большой галереей и Камерой царя, и об этом пространстве, имеющем блокирующий механизм из 3 камней, известно гораздо больше. Но она всё ещё остается загадочной. В этой статье, анализируя известные факты о конструкции блокирующего механизма этой Прихожей, исследуется тайна всей конструкции пирамиды.
Содержание
Современные представления о Прихожей Камеры царя
Со времен первых археологов Прихожая между Большой галереей и Камерой царя в пирамиде Хуфу считалась блокирующим устройством с тремя гранитными блоками, расположенными в ряд. Пустой саркофаг в Камере царя, величественная Большая галерея, ведущая к нему, и это сложное закрывающее устройство заставили всех слепо поверить, что это была погребальная камера Хуфу. Три блока, очевидно, предназначались для того, чтобы запечатать эту камеру.
Это остается общепринятой интерпретацией Прихожей. Однако автор считает, что некоторые детали в Прихожей требуют лучшего объяснения. Он полагает, что эта интерпретация попадает в ловушку поверхностного объяснения. Согласно этому объяснению, Прихожая имеет функцию одноразового использования.
Но дальнейший анализ особенностей камеры намекает на то, что это может быть совсем не так. Вместо одноразового использования Прихожая может быть чудесной конструкцией, предназначенной для многократного применения. Она могла быть устройством для открывания и закрывания, а не только для закрывания.
Эта статья предлагает альтернативный взгляд на ее назначение и функции. Взгляд, который включает в себя удобно игнорируемые детали, такие как четыре вертикальные канавки на южной стене, небольшие изменения уровня пола и многое другое. Взгляд, предполагающий, что Камера царя не была его погребальной камерой, а имела другое назначение.
Оспаривание некоторых предположений
Археологи сосредоточились исключительно на поиске погребальной камеры, принимая саркофаг в Камере царя за доказательство. Не в последнюю очередь потому, что две камеры ниже в пирамиде казались незаконченными, им было легко сделать вывод, что эти две камеры были заброшены во время строительства. Одна камера не была должным образом вырыта, как они полагали, а во второй не хватало полуметрового слоя напольной плитки.
Вертикальные выступающие “ребра” на восточной и западной стенах выглядят как направляющие линии для блоков. Справедливо. Но почему три, когда достаточно было бы одного большего? Символично ли это?
Такой способ блокировки входа не используется в других известных нам пирамидах. Цилиндрические ролики над блоками, по-видимому, использовались для опускания их в запечатывающее положение. Точные чертежи Марагиольо и Ринальди показывают, как блоки, по их мнению, просто временно удерживались деревянными бревнами. Таким образом, в то время как другие отбивали опорные бревна, рабочие удерживали блоки, держась за веревки, а затем медленно опускали их в закрытое положение.
Я подсчитал, что вес одного такого каменного блока составляет примерно 1,5-2 тонны (1,2 м х 1,2 м х 0,5 м = ок. 0,8 м3 х 2,5 т (средний вес 1 м3 гранита) = ок. 2 т). Таким образом, потребовался бы вес 20-30 египтян весом 70 кг каждый, чтобы удержать один блок. Они, должно быть, стояли в Большой галерее. Но зачем красивые ролики над блоками, а затем острый, даже не закругленный, край на потолке коридора? Это не кажется хорошо продуманным.
А как насчет открытой шахты перед закрывающими блоками? Если блоки должны были опускаться путем постепенного ослабления веревок над цилиндрическими роликами, это оставляет эту “предварительную Прихожую” открытой для злоумышленников, которые быстро поймут, что нужно сломать только внутренний из трех блоков, чтобы получить доступ к предполагаемой погребальной камере. Не очень умно, хотя я признаю, что повреждение южной стены (отремонтированной) может указывать на атаку сверху.
Но зачем вообще использовать ролики?
Это была бы очень сложная система для одноразового использования. Веревки легко скользили бы по закругленным краям обычно квадратных блоков – трение даже помогло бы аккуратному опусканию, что является аргументом против идеи роликов – а с узкими щелями или отверстиями в кладке грабителям могил было бы гораздо сложнее.
Ролики привели меня к выводу, что древние, возможно, были знакомы с системами блоков. Также потому, что я верю в теорию австралийца Пола Хая: что они катили большие каменные блоки, даже вверх по сторонам пирамиды, с помощью выпуклых деревянных “саней”, прикрепленных к блокам. Даже были найдены модели таких саней или “качалок”.
Боги и камеры
Как я уже говорил, я предполагаю, что система закрывания была спроектирована для многократного использования и была создана как система открытия и закрытия противовеса. Это наиболее логичная причина использования роликов для устранения трения.
Эта идея соответствует моей основной теории о том, что все камеры в пирамиде были одинаково важны.
Я считаю, что каждая камера чествовала одного из космологических богов этого района. Пирамиды Гизы находятся всего в 30 км от Гелиополиса. Первые пять перечисленных там богов были богами стихий природы – земли, воды (фактически дождя и тумана = воды, движущейся вертикально) и воздуха для одних, и три известные нам камеры были сформированы так, чтобы соответствовать одной стихии каждого бога. Речь шла о богах Гебе, Тефнут и Шу.
И да, я верю, что существовали еще две камеры: одна на вершине пирамиды в честь богини неба Нут, просто покрытая облицовочными камнями пирамиды, пока они не упали во время землетрясения, которое также ослабило многие облицовочные камни с боков; и скрытая камера в честь бога Солнца и создателя Ра-Атума. Эти пятеро были богами, создавшими мир.
Встроенные вертикально в пирамиду, камеры были ступенями лестницы, помогающей умершему царю подняться на небеса.
Все камеры демонстрируют символизм
Я считаю, что Хуфу был похоронен в подземной камере. Камера не была незаконченной и заброшенной. Это была камера бога земли Геба, и большая часть коренной породы была оставлена, намеренно создавая впечатление карьера. Можно представить, насколько высоко ценилась каменная кладка в Древнем Египте – божественное ремесло, связанное, как я полагаю, с Гебом. Присмотревшись, вы увидите, что есть плоская ровная площадка, достаточно большая, чтобы вместить деревянный саркофаг, собранный на месте.
Когда греческий историк Геродот посетил Египет спустя две тысячи лет после жизни Хуфу, жрецы рассказали ему, что царь похоронен под пирамидой, на острове, окруженном водой, поступающей из искусственного канала.
Теперь посмотрите, к каким переменам может привести немного воображения: все, что нужно, чтобы понять, что слова Геродота могут быть довольно точным описанием невероятной оригинальной картины – это квадратная деревянная труба. Поместив ее вертикально в колодец, двумя сторонами опираясь на вырезанный уступ и уплотнив глиной или илом, вы получите настоящий колодец (он вырыт достаточно глубоко, чтобы сделать вывод, что он достигал уровня грунтовых вод, по крайней мере, в периоды наводнений).
Зачем они вырыли колодец так глубоко? Потому что им нужно было много воды. Выливание воды на пол привело бы к картине, подобной той, что я нарисовал. А больше воды требовалось выше в пирамиде.
Камера царицы и Большая галерея также были прекрасными жемчужинами и требуют внимания, но в этой статье о них говорится лишь вкратце. В камере царицы была вода на полу и вода в закрытых каналах.
Детали показывают, что Большая галерея не является моей недостающей камерой для бога Солнца – наклонная галерея явно не является камерой – и в любом случае его камера должна быть ближе к небу/верхней камере. Я пришел к выводу, что галерея все равно связана с Солнцем в том смысле, что она представляет собой солнечные лучи, приносящие тепло, свет, огонь и жизнь в нижний мир. Она представляет собой огненную стихию на земле, в то время как настоящая камера бога Солнца находится выше.
Детали системы противовесов
После критического анализа системы, которую я ранее предлагал для системы открывания и закрывания: деревянной трубы, уравновешенной каменным блоком в первой шахте, я понял, что это была поспешная мысль. Деревянная труба, даже в три раза превышающая размер одного блокирующего камня, не уравновесила бы вес тяжелого каменного противовеса. Деревянная труба, даже толщиной 20 см и имеющая площадь основания прибл. 1×2 метра – 2 квадратных метра, весила бы всего 600 кг, учитывая средний вес, например, кедровой древесины.
Остатки противовесного камня из шахты спереди вполне могут быть разбитым каменным блоком с просверленными отверстиями, выставленным на обозрение у входа в пирамиду. Судя по всему (я не измерял), он такой же толщины, как и другие предполагаемые каменные блоки, поэтому, возможно, весит 1,5-2 тонны.
Я сожалею, что пришлось отказаться от идеи деревянной трубы. Ребра боковых стен из камня служили бы прекрасными направляющими, предотвращающими застревание трубы (от наклона вперед или назад). Я понимаю, что трубу можно было бы сделать тяжелее, положив на нее или внутрь дополнительные камни, но целую дополнительную тонну?
Низкий каменный бассейн
Чтобы уравновесить каменный блок, “деревянная труба” должна быть сделана из камня. Подойдет бассейн, почти сформированный как саркофаг, открытый с обоих концов. При толщине боковых стенок, как у саркофага внутри камеры, которая составляет ок. 15 см, боковые стенки каменного бассейна могли иметь высоту коридора и содержать некоторое количество воды.
В качестве альтернативы, бассейн мог иметь довольно низкие борта и толщину дна около половины противовеса, ок. 25 см (поскольку вертикальная площадь противовеса составляет примерно половину площади пола под тремя роликами). Версия с низкими бортами показана здесь, но более высокие борта лучше предотвратят ее застревание при наклоне.
Канавки для веревок или решетка?
Интересные вертикальные канавки на южной стене, над последним участком коридора, ведущего в Камеру царя, могли бы дать место для веревок, удерживающих внутренний блок, в популярной версии с тремя блоками. Но почему в этом случае канавки были высечены вплоть до потолка? Несмотря на то, что большой настенный камень с большинством канавок заканчивается чуть ниже потолка, канавки продолжаются на другом камне. Это не было бы необходимым, если бы эти канавки предназначались для веревок вокруг ролика.
Вместо этого канавки могли направлять решетку, блокирующую вход. Ее можно было поднимать веревкой, проходящей вокруг ближайшего ролика. Это лучшее применение, которое я вижу для этих канавок. Решетку можно держать близко к стене с помощью одного или двух деревянных брусьев, пересекающих ее от стены до стены. Ниже предлагается объяснение, почему она должна там находиться.
Функции храма
Обряды проводились в Заупокойном храме снаружи пирамиды. Могла ли сама пирамида быть храмом? Римский писатель Апулей позднее описывает в своей книге “Золотой осел” собственное посвящение в культ Исиды. Он писал, что достиг границ смерти, а затем вернулся, пройдя через все стихии. К тому времени греки (заново) изобрели стихии без богов, но его значимые слова о стихиях придают смысл рассуждениям о том, функционировала ли пирамида Хуфу с ее камерами стихий как храм посвящения, а также как гробница царя.
В таком контексте планировка Прихожей очень интересна. Достигнув этого уровня, посвящаемый спускался в нижнюю камеру, видел саркофаг, замечал коренную породу, связывающую эту камеру с богом земли Гебом, видел воду, словно вытекающую из квадратного канала на противоположной стене, и видел полый верхний конец деревянной трубы, словно отверстие в подземный мир. Для него это были границы смерти.
Отсюда он поднимался наверх, посещал Камеру царицы (водную стихию Тефнут) и проходил через стилизованные солнечные лучи Большой галереи. Теперь он стоял на площадке перед камерой последней земной стихии, камерой бога воздуха Шу. Он был богом, который поднял небо с земли и все еще держал его своими руками, стоя на земле.
Посвящаемый обнаруживал, что вход закрыт.
Испытание
Стоять перед закрытым входом, должно быть, ощущалось как испытание. Что теперь? Вероятно, он должен был продемонстрировать, что он овладел манипуляциями со стихиями, которые он прошел на своем пути.
Одна из самых очевидных сил земной стихии – это ее вес. Сможет ли он ее преодолеть?
Блокирующий камень не полностью лежал на полу. Щель в один сантиметр не оставляла ему выбора, кроме как попытаться поднять камень руками, если он хотел войти в камеру Шу. Итак, он попытался – и блок сдвигался с места (благодаря роликам с низким коэффициентом трения)!
Следующее, что он видел, был светящийся и горящий древесный уголь (или высушенный верблюжий помет) в следующих трех-четырех метрах (пол здесь понижен, а воздушные каналы в камере удобно вентилировали большую часть дыма). Огонь… как он мог пройти через этот огонь, не получив серьезных ожогов кожи? Более того, решетка преграждала ему путь, и гораздо более крупный каменный блок опускался, когда он поднимал входную дверь.
Подняв дверной камень до упора, он обнаружил, что опускающийся камень был каменным бассейном, закрывающим первую половину горящего пути. Бассейн был наполнен водой.
Стоя в воде в камере Тефнут, он теперь полагался на ее помощь, чтобы потушить (контролировать) огонь на узкой дорожке. Мокрые ноги также помогли бы ему безопасно пройти.
Осталась только решетка. Либо она поднималась автоматически, когда он опускал бассейн, либо, что еще лучше, свисающая веревка давала ему последнюю возможность продемонстрировать решимость и волю войти в камеру Шу.
В соответствии с более поздней символикой посвящения, саркофаг в камере Шу подразумевает, что посвящаемый теперь должен был символически умереть, войдя в саркофаг и, возможно, умереть “малой смертью” – заснуть, или каким-либо другим способом открыть свой разум загробной жизни: с ним говорили небесные голоса, исходящие откуда-то (над потолком)! Вероятно, это было причиной узкого туннеля, ведущего из верхней части площадки Галереи в самую нижнюю из так называемых разгрузочных камер над Камерой царя.
На этом его задача была выполнена – теперь он возродился, побывав мертвым, поговорив с богами.
Осознав, что стихии и их камеры были ступенями на лестнице пирамиды, ведущей в небеса, – он был теперь посвященным.
И мы тоже, разобравшись и заново переосмыслив Прихожую.
Нильс Бьерре Йоргенсен, архитектор, много лет работал в Музее Стено в Орхусе, Дания (музей науки и медицины), операционный и выставочный сотрудник.
Читайте также: Северная пирамида Завиет-эль-Эриан: попытка объяснить тайну