Жизнь после смерти на небесах и вечное проклятие в аду – это тактика запугивания, изобретенная Церковью как средство контроля над массами, как неоднозначно утверждал отставной епископ.
Христианская доктрина делает четкое различие в загробной жизни для тех, кто вел греховную жизнь, и тех, кто был благородным и праведным перед смертью. В библейском Евангелии от Матфея в 13-й главе Иисус упомянул огненные вратах ада, когда сказал о “горниле огненном”, где “плачут и скрежещут зубами”. А в 14-й главе от Иоанна Иисус рассказывает своим ученикам о “многих комнатах”, которые ждут Его последователей в “доме Его Отца”.
Но Джон Шелби Спонг, бывший епископ Епископальной церкви в США, больше не верит в то, что средневековые представления о загробной жизни точны.
В 2006 году в интервью епископ Спонг объяснил, почему он считает идею райских кущ в качестве награды, а огненные врата ада как наказания за грех – чисто человеческим понятием, а не духовным.
Он сказал: “Я не уверен, что ад существует. Конечно же, я верю в жизнь после смерти, но я не думаю, что это имеет какое-либо отношение к награде и наказанию. Интересы религия играют здесь ключевую роль, а люди этого не понимают. Единственная цель – создание чувства вины, контроль за вашей жизнью. И если вы обещаете людям рай как место, где человека награждают за вашу доброту, и ад как место, где он будет наказаны за свое зло, тогда вы в некотором роде получаете контроль за населением. Поэтому они и создали это страшное огненное место, которое буквально до чертиков пугало множество людей на протяжении всей христианской истории. И это часть тактики контроля”.
Преосвященный Джон Шелби Спонг был епископом Ньюарка, штат Нью-Джерси с 1979 по 2000 год.
Он твердо верит в необходимость реформирования устаревшей христианской догмы, бросая вызов Церкви, исходя из того, что, концепция ада является нечестным методом убеждения.
Епископ Спонг опубликовал в 1989 году свои “12 пунктов реформы”, в которых, среди прочего, оспаривал библейскую историю сотворения в современном мире.
В пятом пункте он написал: “Чудесные истории Нового Завета больше нельзя интерпретировать в постньютоновском мире как сверхъестественные события, совершаемые воплощенным божеством”.
А в пункте 11 он отметил: “Надежда на жизнь после смерти должна быть навсегда отделена от намерений контроля поведения человека, основанного на вознаграждении и наказании. Поэтому Церковь должна отказаться от обвинения в грехах как мотивации поведения”.
У епископа уточнили, действительно ли он верит, что ад был изобретен Церковью.
Он ответил: “Да, я думаю, что Церковь разожгла печи ада сильнее, чем кто-либо другой. Но я думаю, что в большинстве религиозных течений есть все-таки смысл вознаграждения и наказания. В той или иной форме. Церковь не любит людей, которые повзрослели настолько, что их уже невозможно контролировать страшилками об аде”.
Кстати, более 20 лет назад Комиссия англиканской церкви отвергла идею ада, каким мы его знаем из священных писаний.
В отчете, опубликованном Комиссией по доктрине Церкви, говорится, что ад – это не подземный мир в средневековом стиле, полный огня, сковородок и чертей.
Вместо этого Комиссия заключила следующее: “Ад – это не вечные муки, но это окончательный и безвозвратный выбор того, кто противостоит Богу настолько полно и решительно, что единственный его финал – полное небытие”.
То же определение ада теперь преподается и Епископальной церковью в США.
Обе церкви являются частью англиканской общины, хотя их пути разошлись после американской войны за независимость.
Всё это очень спорно, но может быть действительно пришло время переосмыслить ту же Библию, но уже с учетом развития современной науки и новых достижений нашей цивилизации.
Читайте также: Меровинги. Были ли эти короли Темного века потомками Христа?