Эфиопские церкви не были высечены в скале. Нас обманули

Город Лалибела изначально назывался Роха. Он был переименован в честь эфиопского царя XII века Лалибелы, который, собственно, и построил эти необычные церкви. Лалибела был из династии Загве, захватившей трон около 1000 года нашей эры. Когда его соперники начали набирать силу, Лалибела решил заручиться поддержкой могущественной Эфиопской православной церкви, начав строить церкви в этом маленьком городке.

Целью царя Лалибелы было создание Нового Иерусалима для тех, кто не мог совершить паломничество на Святую Землю (и создать священный город, способный соперничать с Аксумом с его Ковчегом Завета). По некоторым данным, он сам бывал на Святой Земле и был вдохновлен увиденным. Но царь не пытался копировать церкви Святой Земли. На самом деле сакральная архитектура Лалибелы абсолютно уникальна.

Церкви Лалибелы не строились – они высекались в монолитной скале. Для создания каждого здания сначала проделывалась широкая траншея со всех четырех сторон скалы, а затем тщательно вырубался весь интерьер. Самая большая церковь имеет высоту 12 метров, и труд, необходимый для выполнения такой задачи с помощью только молотков и зубил, просто поражает.

Загадки древности. Этот таинственный мир

Легенда гласит, что сами ангелы приходили каждую ночь, чтобы продолжить с того места, где остановились рабочие. В одной из церквей, Бет Марьям, есть каменный столб, на котором царь Лалибела написал секреты строительства зданий. Он покрыт старой тканью, и смотреть на него могут только священники.

Проект царя Лалибелы по завоеванию благосклонности церкви имел два неожиданных результата: было создано святое место несравненной красоты и сам царь обратился к религиозной жизни. После 20 лет строительства, он отрекся от престола, чтобы стать отшельником, живя в пещере и питаясь только корнями и овощами. По сей день эфиопские христиане считают царя Лалибелу одним из своих величайших святых.

Церкви постоянно использовались с тех пор, как были построены в 12 веке. Первыми европейцами, увидевшими эти необыкновенные святыни, были португальские исследователи 1520-х годов, один из которых отметил в своем дневнике, что достопримечательности были настолько фантастическими, что он не удивится если читатели его описаний обвинят его во лжи.

Загадки древности. Этот таинственный мир

Но есть один нюанс – на самом деле, практически, нет никаких убедительных доказательств того, что здания были именно высечены из скалы. 

Нас уверяют, все 11 церквей с помощью молотков и долота высечены в базальтовых скалах. То есть, все монолитные и полумонолитные структуры, траншеи и системы тоннелей между двумя основными группами зданий – всё было вырублено молотками в базальте 800 лет назад.

После открытия этого странного места португальцами в 16 веке, об этих церквях особо ничего не было известно вплоть до 20 века. Вся история исследования Лалибелы может уложиться в один абзац цитаты из Кембриджского университета:
“Франсиско Альварес (член посольства Португалии при короле Эфиопии Лебне Денгел) посетил Лалибелу в начале шестнадцатого века (Альварес 1540), предоставив ранние сведения об организации, топографии и состоянии сохранности этого места. Но только после итальянской оккупации, а затем снова с 1960-х годов, это место, куда теперь легче добраться из столицы Аддис-Абебы, привлекло внимание любителей, ученых-архитекторов (Monti della Corte 1940; Bianchi Barriviera 1963, 1966) и истории искусства (Lepage 1997; Gervers 2003a), литургистов (Fritsch 2008) и археологов (Phillipson 2009). Программа сохранения и управления туризмом была также реализована под эгидой ЮНЕСКО, Всемирного фонда памятников и властей Эфиопии (Лалибела была внесена в список всемирного наследия в 1978 году)”.

Загадки древности. Этот таинственный мир

Теперь о том, что же не так в этой официальной истории восьмисот летних эфиопских церквей.

  • Церкви уже разваливаются.

Территория Лалибелы была объектом нескольких реставрационных кампаний. Основной проблемой было и остается разрушение монолитных каменных крыш некоторых церквей в сезон дождей, а также трещины на открытых фасадах некоторых памятников. Было проведено три последовательных кампании: в 1920 г., в 1954 г. и в 1966-68 гг. Под руководством Сандро Анджелини.

То есть, на протяжении более 700 лет здания оставались стабильными и целыми, но потом внезапно начали разваливаться. И с момента их современного открытия они постоянно ремонтировались, кстати, последний ремонт там был в 2019 году.

Кажется, существует какой-то загадочный закон природы. Любой артефакт, существовавший якобы сотни или тысячи лет, после того, как его однажды обнаружат археологи, моментально выходит из состояния вечной неизменности и начинает портиться прямо глазах. Будь то наскальные рисунки или высеченные в скале здания.

  • Окружающий камень чрезвычайно мягкий и хрупкий.

Просто посмотрите, сколько камня откололось от территории, окружающей церковь. Само здание более устойчиво, чем окружающая скала, из которой оно предположительно построено.

Посмотрите на хрупкость каменных стен, окружающих сооружение:

Загадки древности. Этот таинственный мир
  • Нигде нет следов выкопанной породы. 

Судя по размерам траншей, вырезанных в скалах, должны сохраниться внушительные отвалы скальной породы. Но их нет. 

  • Опасность наводнений. 

Все сооружения находятся ниже уровня поверхности и если начнется сезон проливных дождей, то есть все шансы просто утонуть в такой церкви. А мифы о наводнениях – очень популярная тема в африканских культурах. И Эфиопия до сих пор регулярно страдает от наводнений, которые убивают сотни людей и опустошают целые регионы. В период с июня по сентябрь наводнения часто обрушиваются на низменные части Эфиопии, когда засушливые регионы заливают сильные ливни.

  • Наскальная резьба на стенах скал чрезвычайно примитивная, неровная и не соответствует эстетике здания, высеченного из этих самых скал.
Загадки древности. Этот таинственный мир

Система туннелей явно была создана более примитивным обществом, которое точно бы не смогли построить такие здания в соответствии с принципами классического архитектурного проектирования.

Кроме этого, невозможно построить здание ниже уровня поверхности без сложной дренажной системы, но, согласно ЮНЕСКО:

Еще одна проблема – проблема дренажа в области глубоких выработок, куда вода попадает и застаивается. Традиционная дренажная система часто засоряется, и ее необходимо очистить и улучшить.

Водосточная система на крыше самой церкви заставляет воду течь прямо в полость. Очень неудобно для людей на земле. То есть, изначально, крыши этих зданий спроектированы как обычные крыша дома, стоящего на земле, а не под землей. 

  • Бессмысленность такого строительства.

Нет смысла вырезать что-то из цельного камня, когда у вас есть обычные технологии и вы можете просто построить нормальное здание. Было бы крайне глупо вырезать что-то полностью из скалы и тратить огромные материальные и временные ресурсы. Даже учитывая помощь ангелов по ночам.

  • Дерево очень похоже на дерево.

Деревянные части монолитных церквей очень похожи на реальные деревянные балки.

Загадки древности. Этот таинственный мир
  • Цельное каменное здание, высеченное в монолитной скале, не выдерживает действия внешних сил.

Это просто архитектурный и структурный кошмар. Присутствует высокая предрасположенность здания к разрушению после землетрясений и других стихийных бедствий, поскольку толчки напрямую передаются от земли к зданию. Мало того, оно по сути не подлежит ремонту (кроме случаев, когда современные археологи получают финансирование в размере сотен тысяч долларов, что является безумной суммой денег для ремонта в Африке).

По данным ЮНЕСКО, самые большие проблемы сейчас для Лилабелы:

  • Воздействие дождевой воды и влажности;
  • Воздействие землетрясений;

Отвод дождевой воды остается проблематичным и требует мониторинга в сезон дождей и постоянного ремонта и модификации.

Кроме того, последняя церковь, построенная на Бьет-Аба-Либанос, не рекомендовалась для посещения предыдущими миссиями из-за риска оползней с холма, в котором вырезана церковь. Существует потенциальная опасность полного разрушения церкви. Более того, в этой церкви уже есть большие трещины из-за оползней, которые тут периодически случаются.

Итак, может ли цивилизация, способная создавать архитектурно согласованное и каким-то образом стабильное здание просто из цельного куска очень хрупкого камня, построить что-то, что развалится при малейшем землетрясении и будет повреждено уже после пары ливней? Нет.

Проживет ли такая структура 700 лет? Нет.

Будет ли цивилизация со знанием эстетики и архитектурных принципов знать, что такое здание обречено на уничтожение? Конечно да.

Что мы имеем в итоге

Существуют конструкции, сделанные из настоящего камня и римского цемента, которые простояли 500 или более лет без каких-либо признаков старения. Очень показательный например – европейские церкви.

А эта эфиопская “скала” вокруг вырезанной церкви разваливается и крошится. Почему? Да потому что это не более чем окаменевшая земля.


Подпишитесь на рассылку и получайте новые статьи первыми:


Единственная причина, по которой эти так называемые церкви все еще существуют, заключается в том, что молекулы из исходных материалов все еще связывают их, то есть процесс окаменения оставил некоторые структурные связи нетронутыми или потому, что изначально это был настоящий камень/цемент и все еще. А не окаменевшая грязь, которая его покрывает все эти здания сегодня. Комбинация камня и цемента затвердела и приняла цвет грязи, которой она была покрыта во время глобального наводнения. Все, что мы видим сейчас – это покрытые окаменевшей грязью, обычные строения, пережившие какой-то великий катаклизм.

Причина того, что ни один отдельный камень не просматривается снаружи этих церквей, заключается в том, что настоящие строители, вероятно, использовали цемент и штукатурку для покрытия камней, как на этих изображениях из старых структур Ближнего Востока:

Загадки древности. Этот таинственный мир

Церковь Святого Георгия в Лалибеле, которая изображена в начале этой статьи, изначально не была никакой церковью (впрочем, как и любая другая “церковь” Лалибелы). Это был обычный дом, сделанный в основном из камня и штукатурки, вероятно, с некоторыми деревянными перекрытиями. По какой-то причине они были полностью залиты грязью и землей. Что это была за причина – нам еще предстоит узнать. Но судя по тому, что земля полностью окаменела, в таком подземном состоянии дома находились очень долго.  Ну а позже, как раз восемьсот лет назад, люди нашли их и выкопали. Именно выкопали, а не высекали из монолитной скалы. 

И, как мы знаем из истории, все, что было выше понимания людей, сразу же приписывалось к действию сверхъественных сил.

Так случилось и со зданиями Лалибеле. Люди нашли и откопали что-то крайне необычное и непонятное для тех времен. А тут еще сложная политическая обстановка и край как нужна поддержка со стороны могущественной эфиопской церкви. И вот, на свет появляется захватывающая история про монолитные церкви с описанием титанического труда ради веры, ангелами по ночам и прочими атрибутами. 

Затем, уже в наше время, вмешалось ЮНЕСКО и вложило много денег в поддержание мифа, который местные жители создали вокруг построек. И никто из участников абсолютно не заинтересован в открытии правды о так называемых высеченных в скале зданиях.

По факту, все эти сооружения подвергались воздействию воздуха только в течение последних 300 лет, о чем свидетельствует ущерб, нанесенный за последние 100 лет.

Архитектура показывает, что это были обычные здания и были частью мировой культуры, представленной двуглавым орлом, который был еще жив в 1600-х годах:

Загадки древности. Этот таинственный мир

Или вот, например, “скальная” церковь Bet Medhane Alem больше напоминает огромный греческий храм, а традиционную эфиопскую церковь:

Загадки древности. Этот таинственный мир

С ее внушительным размером считается крупнейшей в мире скальной церковью, размером 33.5 м на 23.5 м и высотой более 11.5 м.

Загадки древности. Этот таинственный мир

Здание окружено 34 большими, прямоугольными колоннами (многие из них уже современные реплики оригиналов):

Загадки древности. Этот таинственный мир

Но потом случилось что-то очень глобально и очень плохое. Вероятно, поэтому больше нет городов и рек, которые еще были на карте Эфиопии 1655 года:

Загадки древности. Этот таинственный мир

Так что, скорее всего, эти дома, которые сейчас прославляются как религиозные сооружения и находятся под защитой ЮНЕСКО, называемые Монолитами Лалибелы, превратились в камень во время какого-то катастрофического события, которое уничтожило почти всю старую Африку, создав огромный континент бесконечной пустыни.

Об одной из теорий образования Сахары мы уже писали здесь. Почитайте, это интересно.