Pseudomonarchia Daemonum, также известная как “Ложная иерархия демонов” (или “Псевдомонархия демонов”) – это большой сборник 16 века, в котором перечислены имена шестидесяти девяти демонов. Само название указывает на то, что демоническая иерархия, отраженная в тексте, является ложной, что во многом является оскорблением для тех, кто твердо верит в демонов ада.
Список изначально появился в качестве приложения к первой книге Иоганна Вейера о демонологии и колдовстве “De Praestigiis Daemonum” (“Об уловках демонов”), и, по словам самого автора, был вдохновлен более ранним текстом о духах и демонах. Тем не менее, именно работа Вейера, а не его предшественника, была названа известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом “одной из десяти самых значительных книг всех времен”.
Иоганн Вейер, сын государственного купца, был голландским врачом и оккультным практиком, родившимся в Нидерландах в 1515 году. Хорошо владея латынью с юных лет, Вейер быстро стал учеником Генриха Корнелиуса Агриппы, известного мага, теолога и оккультиста из Антверпена. Агриппа тоже публиковал работы о демонах, как впоследствии и его ученик, но не успел передать свои знания, скончавшись, когда Вейеру было всего девятнадцать лет.
Увлечение Вейера магией началось во время работы под руководством Агриппы и усилилось, когда он стал самостоятельным врачом: его вызвали на судебное заседание по делу одной гадалки, и судья попросил у него совета по этому вопросу. Это судебное дело положило начало его интересу к исследованию колдовского образа жизни, кульминацией которого стало его решение попытаться защищать тех, кого обвиняли в колдовстве.
Через двадцать семь лет после этого случая, когда Вейеру было шестьдесят два года, он опубликовал свое приложение к “De Praestigiis Daemonum”: вышеупомянутую “Pseudomonarchia Daemonum”.
“Псевдомонархия демонов” была написана Вейером якобы для того, чтобы оскорбить и высмеять идею демонических иерархий, которым, как говорили в то время, поклонялись ведьмы. В этой работе утверждается, что хотя демоны и чудовища из ада могли иметь иллюзорную власть над людьми, виноваты в этом были не ведьмы на суде (Вейер называл их душевнобольными), а фокусники, которые разыгрывали доверчивых людей. Однако, как это ни парадоксально, текст Вейера рассказывал читателю, как вызвать и подчинить демонических духов своей воле, как это на самом деле сделала бы настоящая ведьма.
В итоге “Псевдомонархия демонов” Вейера сама стала источником вдохновения, что привело к появлению анонимного “Малого ключа Соломона”, в котором в одном из разделов, названном “Ars Goetia”, обсуждаются семьдесят два демона, вызванных древним царем Соломоном – на четыре больше, чем описывал Вейер. Цель этой последующей книги – служить гримуаром (книгой заклинаний), чтобы предоставить читателю важные факты о демонах, которые могут быть вызваны, например, как они выглядят или какими способностями могут обладать.
В шестнадцатом-восемнадцатом веках писать о демонах и демонологии было очень популярным занятием. Во многом из-за того, что обвинения в колдовстве раздавались налево и направо, такие ученые, как Вейер и короли Шотландии и Англии Яков I и VI, были полны решимости понять, какими силами они могут обладать, а какими нет. Однако, в отличие от большинства других авторов, таких как король Яков, намерением Вейера было создание вероучения для проверки обвиняемых, которые на самом деле были невиновны, потому что, как он утверждал, “ведьмы” были просто психически неуравновешенными, в то время как маги занимались настоящей магией.
Насколько полезными были усилия Вейера для обвиняемых ведьм, осталось неизвестным, однако есть свидетельства того, что его мольбы о милосердии в основном игнорировались. Похоже, что независимо от того, сколько ученых выступало за оправдание предполагаемых ведьм, страх был гораздо более сильным мотивирующим фактором для судей и присяжных.
Читайте также: Первая жена Адама Лилит: Демоница или первая феминистка?