Иисус из Назарета, центральная фигура христианства, одновременно невероятно влиятельная и загадочная личность. Хотя его существование весьма вероятно (внебиблейские подтверждения ограничены несколькими упоминаниями), историкам и теологам известно о нем очень мало, особенно о его ранних годах. Существуют апокрифические рассказы, такие как Евангелие от Фомы, которые описывают чудесные деяния Иисуса в детстве, но эти предания не признаны каноническими. Однако недавно обнаруженный фрагмент папируса предлагает еще более древнюю версию этого текста.
Прежде чем говорить о новом фрагменте, стоит немного прояснить историю Библии. Хотя считается, что эта религиозная антология представляет собой канон христианской веры и является неизменным словом Божьим, на протяжении веков она претерпела значительные изменения. 66 книг, составляющих Библию, были написаны более чем 40 авторами в течение длительного периода времени. Кроме того, существует множество других текстов, известных как апокрифы – это истории, которые не приняты в качестве Священного Писания, хотя некоторые из них когда-то могли рассматриваться как таковые.
Один из таких апокрифических текстов десятилетиями пылился незамеченным в библиотеке Гамбургского университета – фрагмент папируса, зарегистрированный как «P.Hamb.Graec. 1011». По мнению папирологов, доктора Лайоша Беркеша из Института христианства и античности Берлинского университета имени Гумбольдта и профессора Габриэля Ноччи Маседо из Университета Льежа (Бельгия), этот фрагмент относится к самому раннему из известных списков Евангелия от Фомы. До сих пор самый ранний известный экземпляр этого текста относился к кодексу XI века н.э., но этот новый фрагмент был написан, вероятно, между IV и V веками н.э. Очевидно, что это гораздо ближе ко времени создания Евангелия от Фомы, которое, вероятно, было написано во II веке н.э.
Таким образом, папирус открывает новые горизонты в изучении апокрифических историй, пытавшихся изобразить раннюю жизнь Иисуса как чудесного деятеля. Он также помогает нам понять, как эти истории передавались из поколения в поколение.
«Этот фрагмент представляет исключительный интерес для исследований», – заявил доктор Беркеш. – «С одной стороны, потому что мы смогли датировать его IV-V веками, что делает его самой ранней из известных копий. С другой стороны, потому что мы смогли получить новые данные о передаче текста».
«Наши выводы, касающиеся этой позднеантичной греческой копии произведения, подтверждают текущую оценку, что Евангелие от Фомы первоначально было написано на греческом языке», – добавил доктор Ноччи Маседо.
Фрагмент размером около 11 на 5 сантиметров содержит 13 греческих строк, примерно по 10 букв в каждой. Он так долго оставался незамеченным, потому что ученые не считали его чем-то особенным.
«Считалось, что это часть какого-то бытового документа, например, личного письма или списка покупок, потому что почерк кажется очень неуклюжим», – пояснил Беркеш. – «Впервые мы обратили внимание на слово «Иисус» в тексте. Затем, сравнив его с множеством других оцифрованных папирусов, мы расшифровали его буква за буквой и быстро поняли, что это совсем не бытовой документ».
Анализируя и сравнивая употребление таких слов, как «воронье» и «ветвь», которые встречаются в тексте, исследователи смогли соотнести его с Евангелием от Фомы. «Из сравнения с уже известными рукописями этого Евангелия мы знаем, что наш текст – самый ранний. Он следует оригинальному тексту, который, по современным данным, был написан во II веке нашей эры». В частности, они связали его с историей, известной как «оживление воробьев», и предположили, что он был создан как упражнение по письму в монастыре, чем объясняется небрежный почерк.
В самой истории рассказывается о «втором чуде» Христа, когда маленький Иисус, играя у реки, слепил из глины воробьев. Когда его отец Иосиф упрекнул его за то, что он делает это в субботу, ребенок хлопнул в ладоши, и глиняные фигурки ожили.
Эта находка – еще одно напоминание о том, сколько тайн хранит прошлое, и о том, что порой самые неожиданные открытия могут пролить свет на самые важные аспекты истории.
Исследование опубликовано в Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik.
Читайте также: Хождение по воде: как умение Ориона “ходить по воде” была приписана Иисусу