Исследовать древнюю историю танца – задача не из легких. В отличие от долговечных реликвий, таких как каменные орудия или наскальные рисунки, танец часто оставляет после себя эфемерные следы, из-за чего точно определить его происхождение довольно сложно. Тем не менее, за его плавными движениями скрываются глубокие эстетические ценности, отражающие многообразие культур человечества. Окутанный символикой, танец служит пронзительным выражением культурного наследия, каждый шаг которого вторит историям, эмоциям и связям его создателей. От ликующих празднований древних цивилизаций до торжественных ритуалов – танец преодолевает время, сплетая воедино нити человеческого опыта и самовыражения.
Содержание
Древние танцы Азии – Индия
Указать точную дату возникновения танца практически невозможно, но считается, что естественная потребность в танце, вероятно, существовала в той или иной форме у наших ранних предков-приматов и эволюционировала вместе с человеком. Возможно, вначале это были брачные ритуалы или способ общения.
Однако мы точно знаем, что танец был важной частью самых ранних человеческих цивилизаций и использовался для церемоний, ритуалов, празднований и развлечений еще до этого. Самые ранние археологические находки относят происхождение танца к доисторической Индии: изображения танцоров были обнаружены на 10 000-летних скальных убежищах Бхимбетка в Центральной Индии.
Самые ранние формы танца в Индии носили ритуальный характер и были тесно переплетены с местными религиозными верованиями и практиками. Эти танцы исполнялись как подношения богам, с целью получить божественное благословение и призвать космическую гармонию. Со временем танец превратился в утонченный вид искусства, и в разных регионах субконтинента появились самобытные стили и техники.
Об эволюции индийского танца можно судить по «Натьяшастре» – санскритскому тексту об исполнительском искусстве, который, как считается, был написан мудрецом Бхаратой, а затем собран воедино между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. Этот текст лег в основу современной интерпретации многих классических танцевальных форм Индии.
Эти танцы, включая Бхаратанатьям, Катхак, Одисси, Манипури, Кучипуди и Катхакали, характеризуются сложной хореографией, выразительными движениями и изысканными костюмами. Каждая форма имеет свой стиль, репертуар, музыку и традиции повествования. Каждый танец основан на том или ином мифе или древнеиндийском эпосе.
Эти классические танцы использовались не только для развлечения, они были духовной практикой и средством самовыражения. По сей день традиционные танцоры проходят строгую подготовку и многолетнее обучение, чтобы овладеть всеми нюансами – они учатся не только физическим движениям, но и философским и эстетическим принципам, лежащим в основе их искусства.
Несмотря на свою важность для местной культуры, в определенные периоды истории Индии танец не поощрялся или был запрещен. Во времена правления последних Моголов и Навабов Ауда, примерно с 18 по 19 век, танец приобрел статус «натч», поскольку ассоциировался с куртизанками и воспринимался как чувственный и неэтичный.
Эта тенденция сохранилась и после того, как Британская империя официально колонизировала Индию в середине 18 века. Несмотря на богатое культурное наследие, танец стал рассматриваться сквозь призму морали, что привело к его маргинализации и стигматизации в определенных кругах. «Высоконравственные» британцы опасались, что публичные танцевальные представления поощряют аморальную торговлю и проституцию, и запретили публичные танцы. Запрет этих танцев оказался отличным способом подавления местной культуры и поощрения местных жителей стать «более британскими».
Древний Иран
Помимо Индии, одни из самых убедительных свидетельств о существовании танца в доисторические времена можно найти в Иране. Археологические раскопки на таких объектах, как Тепе Сиалк, Тепе Гиссар и Чога Миш, выявили множество артефактов с изображениями танцев, датируемых шестым тысячелетием до нашей эры. К ним относятся фрагменты керамики, печати и, что наиболее впечатляет, статуэтки.
Ярким примером является керамика, найденная в Тепе Сиалк. На ней изображены замысловатые узоры с человеческими фигурами, участвующими в различных танцевальных движениях. Эти изображения позволяют предположить, что танец играл центральную роль в общинных ритуалах и церемониях, возможно, связанных с плодородием, земледелием или религиозным почитанием.
Кроме того, обнаружение терракотовых статуэток в таких местах, как Сузы и Тепе Гиссар, служит дополнительным доказательством значимости танца в древнеиранской культуре. Эти статуэтки, часто изображающие стилизованные фигуры людей в динамичных позах, возможно, служили в качестве вотивных предметов или талисманов, связанных с обрядами плодородия или другими религиозными практиками.
Самый ранний подтвержденный танец в Иране был посвящен поклонению Митре – дозороастрийскому богу Ирана, связанному с Солнцем, правосудием и войной, который позже стал частью римской религии мистерий, культа Митры. Во время этого танца приносился в жертву бык, и танец использовался для повышения жизненной силы. Греческий историк Геродот был очарован древнеперсидским танцем и подробно описал его в своей книге IX (Каллиопа), посвященной древним азиатским империям до 478 года до н.э.
Со временем иранский танец эволюционировал. Одним из наиболее значительных факторов, повлиявших на древнеиранский танец, стал зороастризм, господствующая религия древнего Ирана. Зороастрийские ритуалы часто включали танец как форму поклонения и духовного выражения, а движения символизировали космическую гармонию и борьбу добра со злом.
Позднее свой вклад в развитие танца в регионе внесли парфяне и сасаниды, правившие с III века до н.э. по VII век н.э. Хотя исторические записи скудны, изображения танца можно найти в парфянском и сасанидском искусстве, что позволяет предположить, что танец продолжал играть важную роль в древнеиранском обществе. Существуют также свидетельства того, что на танцы в регионе сильное влияние оказали соседние державы, такие как Месопотамия и цивилизация долины Инда.
Самые большие изменения произошли с приходом ислама в VII веке нашей эры, когда отношение к танцу во всем регионе претерпело серьезные изменения. Исламский закон и традиции не поощряют публичные танцы, особенно те, которые воспринимаются как чувственные или нескромные. В результате танец в Иране стал более сдержанным и был отнесен к частным собраниям и религиозным церемониям.
Несмотря на эти трудности, танец сохранился в иранской культуре, хотя и в более сдержанных формах. Традиционные персидские танцевальные стили, такие как «ракc-э-ширин» и «ракc-э-банафше», развивались на протяжении веков, сочетая в себе элементы фольклора, поэзии и классической музыки. К XIX веку иранский танец претерпел дальнейшую эволюцию, и региональные вариации отражали культурное разнообразие этнических групп страны. Народные танцы, такие как «бандари» из региона Персидского залива и «курдский танец» из Курдистана, стали популярными формами социального самовыражения, которые исполнялись на свадьбах, фестивалях и других общественных собраниях.
Древний Китай
Долгая и славная история древних танцев Азии простирается до эпохи неолита в Китае. Были найдены керамические изделия этого периода, на которых изображены группы людей, танцующих в линиях, держась за руки. Самое раннее китайское слово, обозначающее танец, можно найти на гадательных костях, датируемых несколькими веками до нашей эры, а описания танцев встречаются и в древней энциклопедии «Люйши чуньцю», которая датируется 29 годом до нашей эры.
Самые ранние известные танцы были связаны с шаманскими ритуалами, и некоторые из танцев, упомянутых в древних текстах, например, с движениями рукавов, практикуются и по сей день. Со временем эти древние народные танцы развивались и превратились в придворные танцы, исполняемые перед правителями Китая.
Например, во времена династии Чжоу, в первом тысячелетии до нашей эры, практиковались церемониальные танцы яюэ. Ко времени правления династии Тан (618-908 гг. н.э.) танец стал почитаемым видом искусства, и танцоры со всего мира приезжали в Китай, чтобы выступить перед императорским двором. Зачастую элементы их танцев затем включались в местные танцевальные традиции.
Танец в Китае вновь эволюционировал с ростом популярности китайской оперы во времена династий Сун (960-1279 гг. н.э.) и Юань (1271-1368 гг. н.э.). В этот период многие традиционные танцы были адаптированы и включены в китайскую оперу. Классические танцевальные формы, такие как «цзинцзюй» (пекинская опера) и «хуагyси» (опера с цветочными барабанами), вобрали в себя стилизованные движения, приемы боевых искусств и традиции повествования, оказав влияние на развитие китайской танцевальной эстетики и репертуара.
В то же время считается, что распространение практики бинтования ног во времена династии Сун способствовало сокращению числа женщин-танцовщиц. Как ни парадоксально, но, по мнению некоторых историков, практика бинтования ног, возможно, возникла именно у танцовщиц, которые начали бинтовать свои ступни, чтобы танцевать в балетной манере.
К XIX веку китайский танец стал невероятно утонченным и разнообразным, с региональными вариациями, отражающими культурное многообразие этнических групп страны. Танцевальные формы, такие как «танец дракона» и «танец льва», стали популярны во время фестивалей и торжеств, символизируя процветание, удачу и культурную гордость.
Эволюция танца в Древнем Египте
Хотя и не такие древние, у нас есть убедительные доказательства того, что танец практиковался в Древнем Египте еще в 3000 году до нашей эры. Танец в Древнем Египте был неотъемлемой частью религиозных церемоний, общественных собраний и чествования богов. Храмовые рельефы и росписи гробниц дают яркое представление о древнеегипетском танце, демонстрируя широкий спектр стилей и движений.
Ярким примером египетского танца является «пиррический танец». Он исполнялся во время религиозных ритуалов и военных шествий и характеризовался впечатляющей ритмичной работой ног и рук. Другой распространенной формой был «бурный танец» с акробатическими трюками и выразительными жестами, который часто исполнялся на праздниках и пирах.
Более того, танец в Древнем Египте эволюционировал с течением времени под влиянием культурного обмена и социально-политических изменений. Например, в период Нового царства (1550–1070 гг. до н.э.) танец стал более формализованным и структурированным, и специально обученные исполнители развлекали знать и высокопоставленных гостей на роскошных праздниках и придворных мероприятиях.
Несмотря на отсутствие письменных свидетельств, подробно описывающих конкретные танцевальные техники, обилие визуальных образов дает ценное представление о многогранной и яркой танцевальной культуре Древнего Египта. Эти изображения позволяют заглянуть в духовное, социальное и художественное значение танца в одной из древнейших цивилизаций мира.
За пределами Египта
Африка – большой и разнообразный континент, и это находит отражение в истории танца в Африке к югу от Сахары, которая представляет собой богатое полотно культур, традиций и художественных форм выражения. Танец на протяжении тысячелетий играл жизненно важную роль в африканских обществах, служа средством общения, празднования и связи со своими предками.
Традиционные африканские танцевальные стили сильно различаются от региона к региону и от одной этнической группы к другой, каждый со своими особыми движениями, ритмами и символическим значением. От энергичных прыжков и топанья ног в южноафриканских зулусских танцах до изящных, плавных движений западноафриканского танца йоруба, Африка к югу от Сахары может похвастаться прекрасным разнообразием уникальных танцевальных вариаций.
Эволюция танца на территории Африки неразрывно связана с религиозными и духовными практиками. Особенно важным жанром танца является гриотический танец, названный в честь гриота – традиционного сказителя в Западной Африке. Гриотические танцы служили формой повествования, причём некоторые танцы были предназначены исключительно для гриотов, хотя со временем стало более популярным исполнение этих некогда эксклюзивных танцев странствующими труппами.
Помимо повествования, церемониальные танцы также играют жизненно важную роль во многих африканских обществах и издавна исполняются на свадьбах, юбилеях и обрядах посвящения. Многие танцы служили нескольким целям, сочетая в себе первичные и вторичные значения. В некоторых племенных обществах танец играл решающую роль в поддержании статуса правителя внутри своего племени.
К сожалению, колониализм также оказал существенное влияние на танцевальные традиции Африки. Наряду с глобализацией это привело к полному исчезновению некоторых стилей, в то время как другие смешались или испытали влияние зарубежных танцевальных форм.
С другой стороны, традиционный африканский танец оказал огромное влияние на танцевальные традиции во всем мире. Начиная с XVI века из Африки вывозилось все большее число рабов, и эти рабы привозили с собой свои танцевальные традиции. В то время как в одних регионах, например, в Северной Америке, пытались помешать рабам демонстрировать свою культуру, другие были более открыты.
Например, современный танец чарльстон происходит от кейкуока – танца, изначально использовавшегося для высмеивания рабовладельцев. Он произошел от календы, которая, в свою очередь, являлась развитием африканских племенных танцев, исполнявшихся рабами.
История танца в Древней Греции
Танец занимал главенствующее место как в религиозных ритуалах, так и в светской жизни Древней Греции и служил формой художественного самовыражения, социального взаимодействия и культурной идентичности. Греческая мифология изобилует рассказами о богах и богинях, которые танцевали во время божественных празднеств, например, экстатических танцев Диониса, бога вина и плодородия. Религиозные праздники, такие как Панафинейские игры в Афинах, включали сложные шествия, музыку и впечатляющие танцевальные представления в честь богов.
Более того, танец был важной частью исполнительского искусства Древней Греции, особенно в театре. Греческие трагедии и комедии часто включали в себя хоровые оды и танцевальные интерлюдии, известные как «хоровые танцы», которые исполнялись хором актеров и музыкантов. Эти танцы были не просто эстетическими элементами спектаклей, они являлись неотъемлемой частью драматического стиля повествования и эмоциональной экспрессии.
Греческие философы и ученые, в том числе такие, как Платон и Аристотель, признавали образовательную и общественную ценность танца, выступая за его включение в физическое воспитание и культурное развитие. Танцевальные формы, такие как пиррихий (военный танец) и кордак (комический танец), отражали разнообразие греческих танцевальных стилей – от торжественных и величественных до игривых и шутливых.
От Средневековья к Новому времени в Европе
Из этих истоков в Греции танцевальные традиции распространились и эволюционировали по всей Европе. В Средние века танец был важным аспектом европейского общества, являясь формой общественных торжеств, религиозного самовыражения и придворных развлечений. Народные танцы были распространены среди низших слоев общества, в то время как придворные танцы были утонченными и формализованными – отличным способом для королевских особ покрасоваться при дворе.
Эпоха Возрождения ознаменовалась возрождением интереса к классическому искусству, что нашло отражение в сложных придворных танцах того времени, которые развивались на протяжении всего периода. Влиятельные мастера танца, такие как итальянский хореограф Чезаре Негри и французский композитор Туано Арбо, кодифицировали множество танцевальных па и стилей. Это заложило основы балетных традиций, которые появились в более поздние века.
Эпоха барокко стала свидетелем становления балета как самостоятельного вида искусства, особенно во Франции при покровительстве короля Людовика XIV. Основание Королевской академии танца в 1661 году стало поворотным моментом в формализации балетной техники и обучения. Изысканные придворные зрелища и «балеты de cour» стали популярными формами развлечений, для которых были характерны роскошные костюмы, сложные декорации и замысловатая хореография.
В эпоху романтизма танец претерпел очередную трансформацию, сделав акцент на эмоциях, фантазии и индивидуальном самовыражении. В таких балетах, как «Сильфида» и «Жизель», исследовались темы любви, тоски и сверхъестественного, причем на первый план вышли танцовщицы, известные как балерины. Романтические балеты передавали ощущение эфемерной красоты и поэтического повествования, захватывая воображение публики по всей Европе.
Заключение
Изучение древних танцев в разных культурах открывает нам окно в коллективную историю человечества, отражая многообразие человеческого опыта, самовыражения и духовности. От ритуальных танцев древних цивилизаций до придворных зрелищ средневековой Европы и священных церемоний коренных народов – танец был универсальным языком, преодолевающим время и географию.
Эти танцы дают нам увлекательное представление о ценностях, верованиях и традициях, которые формировали общества на протяжении всей истории. Сохраняя и почитая эти древние формы искусства, мы чтим богатое культурное наследие человечества и прославляем непреходящую силу танца – объединять, вдохновлять и возвышать.
Читайте также: Загадочный Стоунхендж: лунный феномен раз в поколение