Читая увлекательные “Истории” Геродота, посвященные культуре древнего мира, вы можете наткнуться на любопытный траурный ритуал. Рассказывая о почитании животных древними египтянами, греческий историк Геродот утверждает, что в случае смерти кошки все члены семьи сбривали брови в знак уважения и скорби.
Но это было не просто признаком того, что египтяне очень любили своих питомцев. В их мировоззрении животные считались священными, играющими важную роль в повседневной жизни и религиозных культах. Многие из них ассоциировались с определенными богами, с которыми они имели общие черты.
Особенно популярны были кошки. Даже слово “cat” и “кот” происходит от североафриканского термина quattah. От статуй до надгробных росписей – кошки изображались на множестве предметов, свидетельствующих об их предполагаемых защитных и священных качествах. Есть даже свидетельства о том, что кошки, принадлежавшие царским особам, украшались роскошными золотыми изделиями.
“Однако древние египтяне не поклонялись кошкам как таковым. Они лишь наблюдали за их поведением”, – пояснила Антониетта Катанзарити, куратор выставки “Божественные кошки: Кошки Древнего Египта”. – “Наблюдая за их повадками, такими как меткость, агрессивность или воспитанность, древние египтяне создавали богов по их образу и подобию. Эти отношения были схожи с отношением к коровам в современной Индии”.
Археологи считают, что впервые кошки были одомашнены как эффективное средство борьбы с паразитами и ядовитыми змеями. По мере того как кошки становились все более домашними, популярность Бастет (Баст, егип. bȝstt) – древнеегипетской богини домашнего очага, плодородия и защиты в виде женщины с кошачьей головой, призванной привлекать удачу и отпугивать злых духов – росла в геометрической прогрессии.
Содержание кошек в качестве домашних питомцев было этими качествами богини. Вскоре Бастет стала вдохновительницей так называемого культа кошки, центром которого стал древнеегипетский город Бубастис.
Древние египтяне настолько любили кошек, что мумифицировали и хоронили их, прибегая к сложным ритуалам. Часто их погребали вместе с человеком, чтобы они вместе с ним попали в загробный мир. Парадоксально, но кошки также считались подходящими жертвами для богов.
Эти обычаи послужили толчком к развитию процветающей индустрии, которая производила миллионы кошачьих мумий путем разведения и бальзамирования кошек для создания вотивных жертвоприношений. По данным Национального музея Ливерпуля, в 1890 г. в Ливерпуль было доставлено более 180 тыс. мумифицированных кошек. В качестве акта культурного геноцида они были проданы для использования в качестве удобрения.
В этом культурном контексте забота о благополучии кошек было крайне важно для того, чтобы заслужить благосклонность бога. “Если дом загорается, то, что происходит с кошками, весьма необычно”, – писал Геродот. – “Египтяне не утруждают себя попытками потушить огонь, а занимают места вокруг дома и высматривают кошек”. Учитывая сложившиеся культурные нормы, сбривание бровей после смерти почитаемой домашней кошки было вполне уместным выражением уважения, необходимым для обеспечения дальнейшей защиты Бастет.
Читайте также: Древние египтяне изменили отношения человечества со временем – и мы чувствуем это до сих пор