Вы когда-нибудь задумывались, почему драконы так широко распространены в мировой мифологии? В честь наступившего китайского Нового года мы предлагаем вам познакомиться с драконами со всего мира.
Драконы, вероятно, являются одними из самых узнаваемых и распространенных фэнтезийных существ в истории. По всему миру, от Европы до Китая, а также в Америке и Австралии, древние и совершенно независимые друг от друга культуры изображали и описывали подобных существ в своих историях, искусстве, фольклоре и мифологии.
Учитывая широкое распространение этих культовых созданий через огромные географические и культурные расстояния, легко предположить, что они были вдохновлены чем-то одним и тем же. Но история драконов, их происхождения и того, как они стали столь значимыми, – это сложный и показательный рассказ о том, как объединились человеческие наблюдения за миром природы и наша склонность к созданию легенд. И, как в случае с драконом, результат может быть удивительным и чудовищным.
Содержание
В поле зрения
Одно из ранних изображений того, что на Западе назвали бы “драконом”, появилось в образе вавилонской сущности Тиамат, первозданной богини, которая создала множество богов. В месопотамском эпосе о сотворении мира, “Энума Элиш”, Тиамат описывается как огромное змееподобное существо, связанное с морем. Тиамат, как гласит предание, погибла от рук бога бури Мардука, который расчленил ее тело и использовал останки для создания неба и земли.
Есть еще Мушхушу (Сирруш). Mušḫuššu, что означает “красноватый змей” или “свирепый змей” – классический пример составного существа, изображаемого с задними лапами как у орла, передними конечностями как у льва, длинной змеиной шеей и хвостом, рогами на голове и змееподобным языком. Это существо являлось символом Мардука, а также было его слугой. Мушхушу знаменит тем, что изображен на воротах Иштар в городе Вавилоне, на территории современного Ирака.
В Древнем Египте драконоподобные существа встречаются в нескольких случаях. Во-первых, Апеп (или Апофис), гигантское змееподобное существо, рожденное из пуповины Ра, описывался как живущий в царстве мертвых. Апеп находился в бесконечном конфликте с Ра, которому помогал Нехебкау, другой змееподобный гигант.
В зороастрийских традициях драконы, такие как Ажи Дахака (“Авестийский великий змей”), были символом греха и жадности, что, возможно, предвосхищает более поздние христианские изображения этого образа, а также их версии драконов в средневековый период.
У древних греков драконы, от которых мы и получили слово “дракон”, были обычными противниками мифологических героев, которым приходилось убивать их, чтобы совершить свои легендарные деяния (еще один троп, ставший важным для средневековых историй). В качестве примера можно привести лернейскую гидру, колхидского дракона, охранявшего Золотое руно, гигантского змея Тифона и дракона Ареса.
Драконы Азии, в частности китайский “длинный”, были гораздо менее разрушительными и грозными, чем их западные собратья. Эти существа ассоциировались с удачей и благоприятными обстоятельствами. В китайской культуре у драконов яркая и беспрецедентная история. Они были и остаются почитаемыми.
Традиционное изображение китайских драконов впервые появилось во времена династий Шан (1766-1122 гг. до н.э.) и Чжоу (1046-256 гг. до н.э.). Со временем они превратились в крылатого дракона Инлун, который также являлся божеством дождя. Однако с течением веков образ эволюционировал, и дракон потерял крылья, превратившись в знаковое змеевидное существо, признанное сегодня в китайском искусстве.
Вероятно, эти драконы были настолько влиятельны, что послужили основой для многих других азиатских изображений, в том числе в Корее (часто изображаемых с медведями, держащими шар) и Японии. Многие другие традиции изображения драконов встречаются на Филиппинах и в Индии.
В Америке ацтеки поклонялись Кецалькоатлю, “драгоценному змею”, который был их версией пернатого змеиного бога, фигурировавшего во всех мезоамериканских мифологиях. Как и в случае с его азиатскими коллегами, Кецалькоатль был не разрушительной фигурой, а скорее богом ветра, покровителем жрецов и, возможно, изобретателем книг и календарей.
Аналогичным образом в Южной Америке у андских цивилизаций существовал Амарока или Амару – гигантский двухголовый змей, обитающий глубоко под землей. У инков Амарока обитал на дне озер и рек.
Конечно, это лишь некоторые из многочисленных форм драконов, существующих в в различных культурах нашей планеты. Есть множество других, которые можно было бы добавить к этому обсуждению, так что это лишь небольшая иллюстрация. Но, учитывая разнообразие изображений, откуда взялась сама идея о драконах?
Воображаемые драконы
Несмотря на разделенность огромными расстояниями, многие из рассмотренных выше легенд о драконах имеют схожие черты или тропы. Во многих случаях это змееподобные существа с дополнительными характеристиками, заимствованными у различных животных (например, крылья, как у птиц, или конечности, как у львов). Ученые долго спорили, откуда взялись такие идеи, что привело к гипотезе о том, что дракон может быть творческим выражением нашего врожденного страха перед змеями. Но это не работает с примерами из неевропейских контекстов.
Тем не менее, идея может отражать что-то из мистики, связанной с большими змеями и другими рептилиями. Наблюдения за обычными змеями и преувеличения, порожденные фольклором и рассказами, могли превратить некоторые виды в существ мифических размеров. По мнению Адриенны Мэр, историка науки и фольклориста и писательницы, этому процессу также могло способствовать обнаружение окаменелостей динозавров древними народами, жившими в тех местах, где возникли легенды о драконах.
Примером такой формы “ошибочной идентификации” может служить история Чанг Ку, китайского историка IV века до нашей эры, который, вероятно, принял окаменелость за давно умершего дракона.
Кроме того, на людей в Австралии могли повлиять такие крупные рептилии, как варан Гульда, ящерицы, укусы которой способны вызвать смертельные инфекции. А в таких местах, как Египет и Африка к югу от Сахары, встречи с морскими крокодилами могли вдохновить некоторые из историй о злобных чудовищных драконах, которые позже попали в Европу (обычно их потом убивал какой-нибудь “героический” святой).
Помимо рептилий, мореплаватели могли смешивать истории о морских змеях, навеянные китами и другими крупными водными млекопитающими и рыбами, с представлениями о драконах. Выброшенные на берег китовые кости также могли послужить основой для более пугающих интерпретаций.
Независимо от источников вдохновения для различных существ, которых мы сегодня считаем “драконами”, кажется, что все они представляют собой место встречи человеческого воображения с природными наблюдениями. Но то, как мы понимаем это “существо” и что оно значит для нашей истории, во многом определяется нашим культурным наследием.
Читайте также: Мушхуш: древний протодракон из Месопотамии