Мы знаем очень многое о том, что происходило в прошлом, благодаря поиску и изучению археологических находок. Кости динозавров, наскальные рисунки, изображающие огонь и охоту, а также примитивные орудия труда дают нам представление о том, какой была доисторическая жизнь.
С течением времени люди эволюционировали и развивали языки, появилась письменность. Благодаря ей, наши знания о прошлом стали более подробными – мы черпаем их из клинописи, египетских иероглифов и греческих текстов, составленных историками того времени. Мы можем читать, изучать и интерпретировать то, о чем писали древние.
Содержание
Что разочаровывает в истории человечества, так это то, что до того, как культуры научились фиксировать историю письменно, мы не знаем, какова была культурная практика, что представляли собой археологические предметы и каково было их назначение. Людям не нравится, когда они чего-то не знают. Это заставляет нас искать ответы, строить догадки и придумывать теории от логичных до фантастических в этой отчаянной жажде докопаться до сути нашего прошлого.
Одним из таких загадочных древних предметов, о которых мы не знаем ничего конкретного, являются фигурки собак, сделанные в доисторической Японии. Узнаем ли мы когда-нибудь, для чего они были нужны?
Период Дзёмон
Догу, что переводится как “глиняная фигурка”, – это, собственно, небольшие глиняные фигурки с человекоподобными или животными чертами, которые были созданы в конце периода Дзёмон доисторической Японии. Что делает догу такими интересными, так это то, что ученые не знают, для чего они были созданы и что они собой представляют.
Период Дзёмон был действительно долгим в японской истории, который длился с 14 000 до 300 года до нашей эры. В то время люди в Японии были охотниками-собирателями. Ранние сельскохозяйственные общины начали формироваться в тот период благодаря общей культуре дзёмон, которая к концу периода стала умеренно оседлой.
Именно в начале периода Дзёмон в стране появились первые формы керамики. В 1998 году американский востоковед и зоолог Эдвард С. Морс нашел первые фрагменты керамики периода Дзёмон.
Именно Морс дал название этому периоду; Jōmon переводится как “веревочный орнамент”. Гончарные изделия ранней культуры Дзёмон украшались путем вдавливания веревки во влажную глину для создания рисунков/текстур.
Мы не знаем цели и значения фигурок догу, потому что письменность в Японии появилась лишь в 6 веке нашей эры, спустя долгое время после появления догу. Фигурки создавались только в период Дзёмон, и к тому времени, когда наступил следующий период японской предыстории, догу уже не изготавливались.
Все теории и интерпретации того, что представляли собой догу, являются домыслами, и это одна из многих причин, почему эти маленькие глиняные фигурки так загадочны. Существует несколько различных стилей догу, и стиль, найденный археологами, во многом зависит от того, где были найдены артефакты и в каком временном интервале они были созданы.
Почему возникли эти стили, также является частью тайны догу.
Догу
Догу – маленькие, их размер варьируется от 10 см до 30 см, и подавляющее большинство найденных фигурок имеют женское тело. К общим чертам относятся большие глаза, маленькая талия, широкие бедра, а иногда и большой живот, как у беременной женщины.
Многие ученые считают, что эти фигурки были изображениями богини-матери, потому что догу похожи на другие фигурки эпохи неолита, такие как Венера Виллендорфская. Есть вероятность, что догу были талисманами, связанными с плодородием и шаманскими ритуалами.
Также были найдены догу, которые выглядят так, как будто на фигурке надеты очки для плавания или мордочка имеет отчетливую форму сердца. Интригует и то, что большинство найденных догу имеют отметины на морде, плечах и груди, которые могут свидетельствовать о нанесении татуировок.
Существует четыре различных вида: “тип беременной женщины”, “тип рогатой коровы”, “тип с вытаращенными глазами” и “тип с бровями в форме сердца/полумесяца”. Очкастый тип, также называемый Shakōkidogū, стал настолько известным и узнаваемым, что многие японцы думают именно о Shakōkidogū, когда кто-то упоминает фигурки догу.
Очкастый тип догу получил свое название от слова shakōki, которое буквально переводится как “устройство, блокирующее свет”. По внешнему виду очки похожи на традиционные снежные очки инуитов и юпиков – аборигенов Аляски и Сибири.
Редко удается найти целую фигурку. У большинства найденных фигурок отсутствует нога, рука или другая часть тела. Хотя некоторые из них сломаны, были найдены догу, которые указывают на то, что конечность была отрезана намеренно.
Да, но для чего они были нужны?
Скорее всего, мы никогда не узнаем истинного предназначения догу из-за отсутствия письменности во времена, когда эти фигурки были созданы. Тем не менее, у ученых есть несколько различных идей о том, каково было их предназначение.
Наиболее распространено мнение, что догу связаны с ритуалами плодородия. Очень отчетливая женская фигурка похожа на беременную женщину, с большой грудью и большим круглым животом, поэтому многие считают, что эти глиняные фигурки были связаны с плодородием.
Считается, что догу были сделаны и принадлежали женщинам (но конкретных доказательств нет, так что это чисто предположение) и символизировали появление жизни и воспроизводство. Ученые считают, что догу “могли использоваться для защиты от рисков, связанных с родами, болезнями и смертью, или они могли использоваться в ритуалах плодородия, чтобы повысить шансы на рождение детей или рождение здоровых детей”.
Хотя многие догу являются более абстрактными, с телами или формами, не имеющими пола или анималистическими, до сих пор не найдено ни одного догу, с какими-либо мужскими чертами. Именно поэтому теория о том, что догу – предметы, связанные с репродуктивной функцией, так широко распространена.
Существует еще один вид керамики периода Дзёмон, который может подтвердить идею о том, что эти фигурки связаны с плодородием или представляют богиню-мать; эти артефакты известны как сэкибо. Сэкибо – это каменные стержни, вырезанные в фаллической форме.
Многие считают, что эти жезлы должны были дополнять догу и использовались шаманами в церемониях симпатической магии. Симпатическая магия – это примитивный магический ритуал, в котором используются предметы, напоминающие или имитирующие действия духа, символически связанного с событием или человеком, на которого пытаются повлиять.
Еще одна идея о том, для чего предназначались догу, связана со смертью. Были обнаружены могилы того периода, в которых были найдены разбитые на куски фигурки догу. Считалось, что они были специально уничтожены для подношения/поклонения/части предсмертной практики.
В то время как присутствие разбитых догу в могилах является значительным, фигурки, найденные в местах, где было жилье, в основном целые. Это может означать, что сломанные догу, использовавшиеся для обрядов смерти, имели другое применение или значение.
Существует теория, что разбитые догу, найденные в могилах, имеют отношение к культу предков. Считается, что догу и сэкибо были предметами поклонения, которые, наряду с защитой плодородия, связаны со способностью умершего проявляться или общаться с живыми после того, как догу и сэкибо уничтожались.
Последняя, самая экзотичная теория о том, что представляют собой догу, заключается в том, что это статуэтки, сделанные по форме инопланетян, которые когда-то посетили нашу планету. Хотя вывод об пришельцах часто кажется несерьезным, есть несколько моментов, которые следует учитывать.
Фигурки того периода и большинство найденных догу не имеют черт, присущих обычному человеку. У них маленькие тела и руки, большие головы странной формы, а догу с вытаращенными глазами немного похожа на человека в очках или… в скафандре.
Некоторые рисунки, напоминающие татуировки, кажутся немного продвинутыми для столь раннего периода истории. Может быть, это часть оборудования скафандров? Хотя теория пришельцев все еще звучит немного сумасбродно, мы до сих пор не знаем, для чего были созданы и использовались догу.
Поэтому вполне логично, что, учитывая отсутствие письменности в доисторической Японии, мы не можем полностью отбросить теорию древних пришельцев. Для чего использовались догу и почему их перестали создавать в конце периода Дзёмон, навсегда останется загадкой.
Читайте также: Иши-но-Ходен: колоссальный плавучий “противоэпидемический” мегалит в Японии