Дендерский свет – тема довольно спорная, поскольку это не совсем артефакт потенциальной древней технологии, а возможное изображение такого артефакта на стене одного из наиболее хорошо сохранившихся древних храмов Египта – храма египетской богини Хатхор в Дендере.
Содержание
Были ли у древних египтян электрические лампы?
Изображение, известное как Дендерская лампа, встречается на трех каменных барельефах в храме и на первый взгляд может быть истолковано как лампа, похожая на трубку Крукса, с лотосовым “раструбом” на одном конце, “кабелем”, проходящим под ним, и змеевидной нитью накаливания внутри. В наиболее распространенном изображении так называемого “дендерского света” жрец держит в руках “лампу”, а под ней видны несколько фигур меньшего размера.
Одна из фигур, по-видимому, направляет “лампу” вверх. Вместе с “лампой” изображен и двурогий столб Джед, рога которого, по-видимому, соединены со змеей/шнуром внутри. Перед “лампой” изображен бабуин, держащий перед собой два ножа.
Первым предположил, что на этом рисунке изображена электрическая лампа, норвежский инженер-электрик. Австрийские авторы Петер Красса и Райнер Хабек привлекли внимание мировой общественности к этой гипотезе, опубликовав на основе дендерских барельефов книгу “Das Licht der Pharaonen”. Hochtechnologie und elektrischer Strom im alten Ägypten” (Свет фараонов. Высокие технологии и электричество в Древнем Египте). Позднее У. Гарн, другой инженер-электрик, проверил эту гипотезу и построил действующую модель дендерского светильника. Посмотреть можно здесь.
В отрывке из книги Гарна есть следующие слова:
“Если мы откачаем воздух из стеклянной колбы, в которую входят две металлические части, то увидим разряд на гораздо более низких уровнях, зависящих от размера стеклянной колбы. При давлении около 40 т (тонн) (40 мм ртутного столба) змеевидная световая нить переходит от одной металлической части к другой. При дальнейшем откачивании воздуха световая нить становится все шире, пока не заполнит всю колбу. Именно это мы видим на фотографиях в подземных камерах святилища Хатхор”.
Мифы, скрывающиеся за символами
Однако большинство египтологов трактуют так называемый дендерский свет по-другому. Главное – помнить, что рядом с барельефами находятся надписи (и другие изображения), поэтому при интерпретации виньеток необходимо учитывать и надписи. В отрывке из перевода текстов, сопровождающих эти изображения, выполненного египтологом д-ром Вольфгангом Вайткусом, содержится следующая информация, имеющая непосредственное отношение к самой известной сцене c дендерским светом:
“Харсомт, великий бог, который находится в Дендере, который поднимается из цветка лотоса как живой Ба, чье совершенство возвышается образами его Ка, чьему образу поклоняется команда дневной лодки, чье тело несет джед столб, под его образом восседает первозданное начало (Хатхор) и чье величие несут спутники его Ка”.
Надписи говорят нам о том, что Харсомт (одна из ипостасей бога-создателя Гора – “объединителя двух земель”) – это змей, поднимающийся из цветка лотоса, тело которого везут за столбом джед на дневной лодке (так называемый “кабель” в дендерской световой гипотезе).
Теперь гораздо легче понять, как много символов в так называемом Дендерском свете связано с египетской мифологией. В одном из древнеегипетских мифов о сотворении мира говорится, что первым, что появилось из бесконечного первозданного моря Нун (иногда называемого “морем двух ножей”), которое предшествовало сотворению мира, был цветок лотоса. Из этого цветка, по преданию, родился бог солнца Атум-Ра. Существует множество древних изображений лотоса в форме “светильника”, подобных барельефу в храме Хатхор в Дендере.
Известно также, что на более поздних изображениях Атум-Ра изображался в виде змеи в пузыре. Пузырь или сущность вокруг змеи может представлять собой возникновение Вселенной из небытия. Поэтому более очевидной интерпретацией дендерского “света”, по мнению большинства египтологов, является изображение бога Солнца, выходящего из цветка лотоса.
Мы можем увидеть еще больше, просто проанализировав этот противоречивый образ, зная древнеегипетские мифы. Например, мы видим столб Джед, который обычно связывают с богом Осирисом, но также ассоциируют с богом-создателем Птахом. Этот столб также рассматривается как символ силы, выносливости и стабильности. М. Р. Риз рассказывает о значении столба Джед в жизни древних египтян так:
“Символ джеда также используется в церемонии, называемой “поднятие джеда”. Церемония призвана символизировать победу Осириса над Сетом. Во время церемонии фараон с помощью веревок и жрецов поднимает столб. Это совпадало со временем начала сельскохозяйственного года, когда засевались поля. Это была лишь одна из частей 17-дневного праздника, посвященного Осирису. В целом церемония поднятия джеда символизировала как воскрешение Осириса, так и силу и стабильность монарха”.
Раскрыта ли тайна Дендерского света?
Таким образом, многие символы, изображенные на спорных барельефах, которые, по мнению некоторых, изображают Дендерский свет, связаны с древнеегипетскими историями создания мира, церемониями, значимыми богами в их пантеоне и идеями возрождения. Надписи вокруг рельефов ясно указывают на то, что это не свидетельство древнеегипетской технологии.
Еще одним существенным аргументом против гипотезы о дендерском свете является отсутствие исторических текстов, в которых бы обсуждалось использование электричества в Древнем Египте, что можно было бы ожидать, если бы на рельефах были изображены электрические лампы.
Наконец, стоит учесть, что археологи не нашли ни одного однозначного электрического артефакта, тем более лампочки, в тысячах древних памятников на территории Египта. Пока нет никаких конкретных доказательств того, что древние египтяне использовали возможности электрического освещения.
В ответ на это некоторые сторонники гипотезы дендерского света утверждают, что ритуалы, связанные с использованием электрических ламп, должны были проводиться в рамках тайных церемоний, которые древние жрецы устраивали в период празднования Нового года/сотворения мира. Это может означать, что сами артефакты тоже были тайными или ритуально уничтожались после церемоний.
Не исключено, что некоторые аспекты барельефов в храме Хатхор в Дендере упущены в имеющихся сегодня интерпретациях, однако мы не можем игнорировать надписи и сопутствующий им сюжет, который мы видим в виньетках.
Какой бы смысл ни скрывался за дендерскими изображениями, они продолжают привлекать толпы туристов со всего мира, желающих взглянуть на необычные и неоднозначные рисунки на одном из самых удивительных объектов Египта.
Читайте также: Обычные инструменты или древние передовые технологии? Как египтяне проделывали отверстия в граните?