Дельфийский оракул – важная греческая жрица и прорицательница, занимавшаяся предсказаниями в храме Аполлона в древнем святилище Дельфы на горе Парнас. Оракул, известная также как пифия, была реальной женщиной, тщательно отобранной жрецами святилища. Когда одна пифия умирала, ее место занимала другая – верховная жрица. Иногда под воздействием ботанических растений или ядовитых испарений, поднимавшихся от земли, оракул входила в божественный транс и обращалась к богу Аполлону, предсказывая будущее. Хотя в мире существовали и другие оракулы, дельфийская пифия была самой авторитетной.
Содержание
Что означает понятие “оракул”?
По определению, оракул – это жрица или жрец, который служит медиумом, дающим пророчества или советы. Это также может означать место, где даются такие пророчества, или само пророчество. Для большей ясности в данной статье под словом “оракул” обычно подразумевается жрица, провидица, пророчица, медиум или сивилла.
Как был создан Дельфийский оракул?
Дельфы, расположенные примерно в 160 километрах к северо-востоку от Афин, были для греков “пупом” или центром мира. В I веке н.э. Плутарх писал о Дельфийском святилище, что оно имеет “трехтысячелетнюю репутацию”. Однако факты не подтверждают этого. Многие специалисты сходятся во мнении, что в период 1700-1400 гг. до н.э. святилище, ранее называвшееся Пифо, стало местом поклонения Гее. Будучи первозданной богиней, Гея была Матерью-Землей, родившей богов.
Согласно греческой версии, именно Гея первой поселилась в Дельфах, а ее сын Пифо (Пифон или Питон), могучий змей или дракон, охранял это место. Гея назначила нимфу Дафнис своей пророчицей – первым дельфийским оракулом. Дафнис вдыхала то, что писатель по древнегреческим мифам и религии Роберт Грейвс назвал “дымом пророчества”. По другим версиям, она вдыхала метан, запах гниения плоти или горящих лавровых листьев.
Позднее, согласно мифу, Аполлон убил Гею и ее сына Пифона. После этого Аполлон стал богом, обитающим в святилище в Дельфах. Примерно с 1200 года до н.э. священная жрица обращалась к Аполлону за всеми пророчествами. В VII веке до н.э. был возведен большой храм Аполлона, ставший самым важным сооружением на акрополе в Дельфах. Он сгорел в 548 году до н.э., и впоследствии на его месте был построен новый храм.
Слава оракула
Престиж и могущество Дельфийского оракула достигли своего пика в период с VI по IV век до н.э. Цари и царицы, полководцы и воины из многих стран отправлялись в дальние странствия, чтобы посетить дельфийскую прорицательницу. Вначале была одна жрица, которая предсказывала будущее только в один день в году – в день рождения Аполлона. Позднее, по мере распространения популярности оракула, эту работу стали выполнять две или три жрицы, посменно работая в течение девяти месяцев в году.
Зимой, как считали греки, Аполлон покидал оракул в Дельфах, чтобы провести сезон в теплой мифической стране гипербореев. Без своего бога света и пророчества дельфийские прорицатели не предсказывали будущее до тех пор, пока Аполлон не возвращался весной обратно.
Хотя к пифии в Дельфах мог попасть любой желающий за определенную плату – как правило, за жертву животного или ценное подношение, – богатые люди и главы государств платили оракулу немалые деньги за привилегированное отношение. Через нее они узнавали волю богов по важнейшим вопросам, например, о военных кампаниях или благоприятных местах для основания новой колонии.
Почему оракул в Дельфах был важен?
Оракулы были важны для греков, поскольку они верили, что боги общаются с людьми непосредственно через медиумов. Согласно греческой религии, тела оракулов служили сосудами, в которые боги могли входить, чтобы давать людям советы, сообщать исход войны или судьбу человека. В Дельфах через оракулов общался Аполлон.
Являясь центром мира, дельфийское святилище было неотъемлемой частью греческой религии. В их мифологии рассказывается, что задолго до появления Аполлона любимый и всемогущий Зевс, бог-отец древних греков, выпустил с края света двух орлов, чтобы они нашли середину. После долгого полета орлы пересеклись в Дельфах. Греки установили в этом месте Омфалос, что в переводе означает “пуп”, в виде большого камня, украшенного в декоративных мотивах.
Вокруг священного места в Дельфах возникло целое поселение. Кроме храма Аполлона, здесь находились святилище Афины, театр, спортивная арена, кладбища, сокровищницы, в которых хранились ценные жертвоприношения и богатые военные трофеи. Всё в Дельфах соединяла тропа Священного пути. Однако, безусловно, именно пророчицы прославили это место.
Другие оракулы со всего мира
В мире существовало множество других, менее значимых оракулов. Вот лишь некоторые из них: например, Дидима, расположенная на западе Турции, стала вторым по значимости оракулом греческого мира, прежде всего Средиземноморья. Дидимскую прорицательницу посещали многие высокопоставленные чиновники, императоры и даже Александр Македонский. На древнейшем греческом акрополе Аргосин оракул, прежде чем изречь свои пророчества, вкушала кровь ягненка. В греческом поселении Кумы на полуострове Италия жила знаменитая провидица – Кумская сивилла, которая впадала в дикие экстатические припадки, произнося слова Аполлона.
Как работал Дельфийский оракул?
“Просители приносили жертвы, украшенные лавровыми коронами и шерстяными повязками. Подготовившись омовением и очищением, пифия входила в святилище с золотыми украшениями в волосах и в струящихся одеждах; она пила воду из фонтана Кассотис, впадавшего в святилище, вкушала плоды старого лаврового дерева, стоявшего в палате, и занимала свое место”. Питер Т. Страк.
Пророчица в Дельфах совершала определенные физические и духовные ритуалы, чтобы подготовиться к тому, когда Аполлон овладеет ею. Обязательным условием было очищение тела. Так, перед днями гадания она постилась и воздерживалась от половой жизни. В день гадания она омывалась в священном Касталийском источнике и надевала специальную одежду.
Принесение в жертву козы или овцы гарантировало благосклонность богов. В юго-западном углу храма Аполлона находилось специальное помещение – адитон, расположенное под полом храма, куда можно было попасть по лестнице. Священным символом Аполлона были лавровые листья, которые развешивались в этом помещении и сжигались в качестве благовоний. Прорицательница сидела на позолоченном деревянном треножнике, установленном над отверстием в земле, из которого поднимался дым. Неподалеку от оракула находился камень Омфалос, представлявший собой центр мира. Пифия начинала с того, что вызывала у себя божественный транс.
Принимала ли пифия наркотики?
Согласно различным источникам, оракул могла использовать специальные наркотические растения, такие как олеандр, опьяняющую родниковую воду или газы, которые поднимались из трещин в земле под ее местом. Скорее всего, это были вещества, влияющие на сознание. Погрузившись в состояние божественного экстаза, или мантеи, жрица начинала обращаться к Аполлону.
Сократ говорил: “Особый дар небес… пророчество – это безумие, и пророчица в Дельфах и жрица в Додоне, будучи не в себе, приносили Элладе (Греции) великую пользу, а в здравом уме – приносили мало или совсем не приносили”.
“Ответы часто были неясны и загадочны, облечены в двусмысленные и метафорические выражения, которые сами нуждались в объяснении”, – пишет Оскар Зейфферт в “Словаре классической древности, мифологии, религии, литературы и искусства”. Часто при этом присутствовал жрец, который истолковывал беспорядочные слова оракула. До конца последнего тысячелетия до н.э. жрицы передавали сообщения в виде стихов, называемых дактилическими гекзаметрами, а жрецы записывали слова на листьях или других предметах.
Но некоторые специалисты считают, что идея оракула под воздействием наркотиков преувеличена многими современными исследователями. Они указывают на то, что существует несколько описаний пифии как здравомыслящего, уравновешенного и спокойного человека во время прорицаний. По их мнению, эти женщины использовали для предсказания будущего не наркотики, а божественное вдохновение. Даже в том случае, если женщина находилась в состоянии наркотического опьянения, ее пророчества, если предположить, что они содержат какую-то правду, не могли исходить от самих наркотиков.
Что представляли собой испарения под оракулом?
Исследования показывают, что храм Аполлона в Дельфах находился над местом, где пересекаются две трещины в земле. Анализы грунта и горных пород под храмом показали наличие этилена, сладковатого газа, этана и метана. Эти газы выходили на поверхность в этом месте и могли приводить вдыхающего их в состояние бреда и экстаза.
Плутарх (ок. 46-120 гг. н.э.), греко-римский биограф, до своей смерти 30 лет служил жрецом в Дельфах. Он сообщал, что дельфийский оракул обычно выглядела так, как будто бежала наперегонки или танцевала экстатический танец. По его словам, она иногда металась и бредила наяву. Кроме того, он иногда чувствовал сладковатый запах, исходивший из оракула. Он считал, что этот запах исходит от геологических процессов в земле.
Несмотря на то, что провидица могла иногда быть бессвязной под воздействием различных интоксикантов, некоторые утверждают, что пророчества, которые она произносила, часто были намеренно двусмысленными. Отсутствие ясности и подробностей помогало сохранить авторитет оракула: лучше быть туманным, чем откровенно ошибаться. Возможно, благодаря такой стратегии оракул в Дельфах оставался в большом почете на протяжении многих лет.
Пророчества и цитаты Дельфийского оракула
- Около 440 г. до н.э. пророчица произнесла одно из самых известных своих высказываний. Она сказала, что нет никого мудрее Сократа.
- Она вдохновила Ликурга, законодателя Спарты VIII века до н.э., на разработку конституции. Ликург также ввел громоздкие монеты из железа, чтобы отбить жадность, так как оракул сказала: “Любовь к деньгам и ни к чему другому не погубит Спарту”.
- Примерно в 560 г. до н.э. Крез, царь лидийцев, устроил специальное испытание для греческих оракулов, в том числе и для пифии в Дельфах. Когда он попросил ее рассказать ему, что он делает в определенный день, дельфийский оракул ответил: “Я считаю песчинки на пляже и измеряю море; я понимаю речь немых и слышу безгласных. Я чувствую запах черепахи в твердой оболочке, которая варится и булькает с мясом ягненка в бронзовом котле: котел под ним из бронзы, и бронзовая крышка”. Она оказалась права и стала победительницей “конкурса оракулов”. Тогда Крез спросил ее, стоит ли ему напасть на Персию. Она ответила, что если он нападет, то падет великая империя. И Крез напал, но пала его собственная империя.
- Когда Афины и Спарта получили известие о том, что Дарий Персидский собирается завоевать Грецию, оракул предсказал афинянам гибель: “Теперь ваши статуи стоят и обливаются потом. Они дрожат от ужаса. Черная кровь капает с самых высоких крыш. Они увидели необходимость зла. Уходите, уходите из моего святилища и утопите свои души в горе”.
- Александр Македонский хотел узнать, покорит ли он мир. Жрица попыталась отмахнуться от него и сказала, чтобы он пришел в другой раз. Александр в ярости вытащил ее за волосы из оракула. Она закричала: “Ты непобедим, сын мой”. Он остался доволен и сказал: “Теперь я получил ответ”.
Конец Аполлона
Благодаря дельфийскому оракулу святилище обрело власть, славу и богатство. Несмотря на то, что оно стало независимым греческим образованием, многие группировки стремились получить контроль над Дельфами. Так, с V в. до н.э. по I в. до н.э. различные группы боролись за контроль над городом. Наконец, в 191 г. до н.э. римляне захватили Дельфы и удерживали их в течение почти 600 лет. Однако в 392 г. н.э. римский император Феодосий запретил все языческие культы на территории империи, и римляне закрыли и разрушили святилище. В своих последних словах, произнесенных в качестве Дельфийского оракула, Пифия произнесла: “Все кончено”.
Читайте также: В поисках мифического царя Миноса: существовал ли легендарный правитель на самом деле?