Туринская плащаница – это большой кусок льняной ткани, в которую, по словам верующих, было завернуто тело Иисуса Христа. На ткани есть блеклое изображение, которое, как утверждают люди, изображает лицо самого Иисуса из Назарета, в комплекте с терновым венцом и пятнами, которые люди считают кровью.
Как и в случае с другими предполагаемыми реликвиями, связанными с Иисусом, ее подлинность активно оспаривается. Первое историческое упоминание о ней появилось в 1354 году и принадлежало рыцарю-тамплиеру Жоффруа де Шарне. Тридцать пять лет спустя она была выставлена на всеобщее обозрение, где епископ Труа назвал ее “искусно раскрашенной, истинность которой подтверждает художник, расписавший ее”.
Тем не менее, римские папы на протяжении многих лет верили в ее подлинность и совершали к ней паломничество вплоть до 2015 года. Сегодня плащаница редко выставляется напоказ, зато она была предметом научных испытаний в попытке точно определить, когда и где она была сделана и кем.
В 1980-х годах плащаница была подвергнута радиоуглеродному датированию, наряду с тремя контрольными образцами, тремя отдельными группами ученых, каждая из которых работала независимо.
“Результаты радиоуглеродных измерений в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе дают калиброванный календарный возрастной диапазон с достоверностью не менее 95 процентов для льна Туринской плащаницы между 1260-1390 годом н.э.”, – говорится в статье об испытаниях, опубликованной в журнале Nature.
“Таким образом, эти результаты дают убедительные доказательства того, что полотно Туринской плащаницы является средневековым”.
Это датирует ее примерно тем временем, когда она появилась в исторических записях, недалеко от дня когда епископ Труа объявил ее хитрым мошенничеством. С тех пор те, кто, скорее всего, хочет верить в ее подлинность, предположили, что команды могли взять образец из участка плащаницы, который был отремонтирован в 1200-1300-х годах, или что на плащаницу попала грязь во время пожара в Шамбери, Франция, в 1532 году.
Еще более отчаянные предполагают, что саван был загрязнен угарным газом, что отбросило датировку ткани примерно на тысячу лет. Однако испытание других тканей угарным газом не оказало существенного влияния на радиоуглеродную датировку.
Другие исследования были посвящены узорам на самой плащанице. Одна команда, используя манекен и добровольца, смоделировала раны, изображенные на плащанице, с помощью настоящей и синтетической крови. Кровь нагнеталась вокруг манекена и выпускалась в местах ран, предположительно изображенных на плащанице, а затем оставлялась вытекать, чтобы показать исследователям, как будут выглядеть получившиеся узоры.
Команда исследователей надеялась определить, соответствуют ли эти узоры Т-образному или Y-образному распятию, но пришла к выводу, что они вообще не соответствуют распятию. Части тела должны были находиться под другими углами, чтобы получились узоры, изображенные на плащанице.
Хотя этот анализ также подвергался сомнению – люди утверждают, что он мог быть изменен, если, например, тело было перенесено в полотне, – научные данные на сегодняшний день говорят о простой истории.
“Самый простой, хотя и скучный вывод, к которому можно прийти, – как выразилась одна команда, – заключается в том, что возраст плащаницы – это всего лишь ее исторический возраст”.
В какой-то момент до того, как плащаница попала в исторические записи в 1300-х годах, она была подделана.
Читайте также: Тальпиотская гробница: Когда Джеймс Кэмерон решил, что нашел кости Иисуса