Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
В прошлый раз мы остановились на том, что экспедиция Шора, искавшая Зал летописей, обнаружила несколько аномалий вокруг Сфинкса, которые ее геофизик Томас Добеки называл (вероятно, несколько оптимистично) “камерами”. Они подали заявку на раскопки, но междоусобица в альтернативном лагере, включая обвинения Хэнкока и Бьювэла в заговоре, привела к большой негативной огласке, и Захи Хавасс отказал в разрешении. В связи с этим в 1997 г. основное внимание было сосредоточено на попытке добраться до Зала летописей более замысловатым путем.
Во многих эзотерических источниках, о которых уже говорилось в предыдущих частях, высказывалось предположение, что камеры под Сфинксом также связаны с Великими пирамидами через ряд туннелей. Одна из камер, которую предположительно обнаружил Добеки, находилась в задней части сфинкса и, судя по всему, имела туннель, идущий на запад ко второй пирамиде. Как мы уже видели, между сфинксом и второй пирамидой существовала известная подземная камера, расположенная на одной линии с этим коридором – Шахта Осириса, обнаруженная в 1930-х годах Салимом Хасаном.
Шахта Осириса представляла собой глубокую подземную гробницу, погруженную под воду, с большим гранитным саркофагом, окруженным четырьмя квадратными столбами. Хасан тщетно пытался откачать воду и был вынужден оставить ее неисследованной. Однако рассказы СМИ о нем повлияли на схемы, опубликованные эзотериками Г. Спенсером Льюисом и Х.К. Рэндалл-Стивенсом. После этого она использовалась рабочими Гизы как источник воды и место для купания, и, как мы видели в этой части статьи, в конце 80-х годов, после того как уровень воды снизился, там провел съемки Марк Ленер.
В феврале 1997 г. команда Шора, к которой теперь присоединился популярный “альтернативный” ученый доктор Джеймс Дж. Хуртак, спустилась в шахту вместе со съемочной группой Бориса Саида. Цель заключалась в том, чтобы выяснить, может ли это быть “черный ход” в Зал летописей под Сфинксом. Они обнаружили, что уровень воды значительно понизился, обнажив кости и керамику, а центральный саркофаг оказался на возвышенности, окруженный водой и колоннами. Это сразу же навело на мысль о сравнении с аналогичным Осирионом в Абидосе и о том, что он представлял собой “гробницу” Осириса, погребенного на кургане, поднявшемся из первобытных вод. И что интересно, Осирион был сооружением, которое, по мнению Джона Энтони Уэста, могло датироваться 10 тыс. годами до н.э., как и Сфинкс.
На полу камеры команда обнаружила большую прямоугольную гранитную плиту. Добецки провел по ней ручным георадаром и заявил, что под ней находится полость, и предположил, что она может вести к проходу, соединяющемуся со Сфинксом. Позднее выяснилось, что это просто крышка стоящего рядом саркофага, под которой ничего нет, что не слишком способствовало доверию к Добецки. Из камеры в сторону Сфинкса также вел небольшой грубо обработанный тоннель, но через несколько метров он закончился.
Шор, похоже, не был впечатлен шахтой Осириса и решил вернуться к Сфинксу. Борис Саид, напротив, решил, что это идеальный вариант для новой программы в прямом эфире, и за спиной Шора стал предлагать его Хавассу. Отношения Шора и Саида и так были не очень после того, как в прошлом году Саид допустил утечку отснятого материала, но этот случай окончательно их испортил. Саид выступил на сайте Art Bell с обвинениями в адрес экспедиции (некоторые из них были явно ложными), а Шор отвечал более взвешенными пресс-релизами. В итоге к 1998 г. оба перестали работать на плато – Шор так и не смог получить разрешение на раскопки, а Саид перешел к другим проектам.
Но пока шла эта борьба, произошло удивительное сближение между альтернативным лагерем Хэнкока, Бьювэла и Хогланда, с одной стороны, и Хавассом и Ленером – с другой. В августе 1997 г. Бьювэл и Хавасс провели беседу на ежегодной конференции ARE, а в декабре Хавасс взял Хэнкока на экскурсию по всем “секретным” местам плато. Затем в мае 1998 г. все трое стали гостями конференции “Пирамиды, сфинкс, тайна”, проходившей во время дорогостоящего круиза по Аляске. Там они приняли участие в дружеской дискуссии, ведущим которой был Арт Белл.
Эта новая эра разрядки продолжилась и после круиза, когда Хавасс выступил в программе Art Bell, а Хэнкок, Бьювэл и Вест опубликовали в Интернете заявления в защиту Хавасса и Ленера, например:
“Как широко известно, у нас самих были серьезные разногласия с д-ром Хавассом на протяжении многих лет. Однако в течение последних шести месяцев мы ведем с д-ром Хавассом вежливый и все более дружелюбный диалог. Этот диалог убедил нас в том, что наши разногласия с ним, как бы яростно они ни выражались, были в значительной степени обусловлены взаимными заблуждениями… Теперь мы абсолютно убеждены, что драгоценные памятники плато Гиза не могут находиться в лучших руках, чем руки д-ра Хавасса. Мы видели его за работой. Мы видели его страсть и искреннюю любовь к пирамидам и Сфинксу. И мы увидели, что прежде всего он стремится обеспечить сохранность этих памятников для будущего. Здесь нет никаких заговоров. Нет никаких тайных находок. Нет никакого мошенничества”.
Разумеется, это стало шоком для многих их поклонников, которые в течение двух лет слышали от них обвинения в коварстве. Появилась надежда, что это приведет к более открытому диалогу, но многие люди обвинили Хэнкока, Бьювэла и Уэста в продажности. В какой-то мере это оказалось правдой, поскольку в конце 1998 года появились слухи о том, что все они будут работать вместе над новым специальным выпуском телеканала, рассказывающим о недавно обнаруженной погребальной камере в Гизе.
Этот специальный выпуск под названием “Открытие затерянных гробниц” был показан в прямом эфире с плато Гизы на канале Fox в марте 1999 года. Ведущим программы был Мори Пович, а главной звездой – Хавасс (притворявшийся Индианой Джонсом). Хавасс провел Мори и его соведущую Сьюзи в гробницу чиновника и открыл саркофаг с мумией. Но в программе были и обширные виньетки с обсуждением альтернативных теорий. Джон Ван Аукен из ARE рассказал об Эдгаре Кейси и Зале летописей, Уэст – о выветривании Сфинкса, Хэнкок и Бьювэл – о теории корреляции Ориона, а Хогланд представил свою версию того, что лицо на Марсе – это Сфинкс, а памятники Гизы были построены марсианами. Каждый получил возможность высказать свои теории перед огромной аудиторией.
Но, конечно, главным открытием стала “недавно раскопанная” гробница Осириса, которую, по словам Хавасса, он обнаружил. Селим Хассан не был упомянут ни разу и не получил никакой похвалы. Все было очень постановочно. Гранитная крышка, лежавшая на земле, была подвешена над саркофагом, создавая впечатление, что он только что открылся. Но, несмотря на назойливость Хавасса, это был прекрасный взгляд на эту интересную камеру. И в каком-то смысле это было похоже на кульминацию многолетних поисков, хотя и не совсем то, на что все надеялись.
Читайте также: Изображение человека или зверя: загадка Великого Сфинкса