На заглавной иллюстрации этой статьи – изображение скрытых туннелей и храмов Сфинкса, которое часто встречается в интернете. Но оно не настоящее.
Содержание
Давайте рассмотрим несколько историй о тайных камерах под Сфинксом, наиболее известный из которых – Зал записей Атлантиды, описанный Эдгаром Кейсом, и пробежимся по работам оккультистов XX века, таких как Х.К. Рэндалл-Стивенс и Г. Спенсер Льюис, которые рассказывали о подобных камерах и даже делали диаграммы.
“Открытие” Рейснера
Начнем с известной истории начала 20-го века об обнаружении камер и храмов внутри и под Сфинксом. Истории о скрытых камерах под плато Гизы восходят к глубокой древности, о них часто писали арабские писатели в средние века, но эти легенды и истории начали возрождаться в 19 веке и начале 20 века с расцветом египетской археологии.
Это знаменитая иллюстрация из номера британской газеты The Sphere от 27 марта 1913 года, на которой изображены скрытые храмы, обнаруженные внутри сфинкса археологом Джорджем А. Рейснером. Данная иллюстрация часто показывается совершенно вне контекста во многих видеороликах на YouTube. Мы включили ее сюда вместе с сопроводительной статьей, которая часто остается за кадром.
Рейснер был известным археологом из Гарварда, который стал известен как “отец американской египтологии” и в 1911 году, попал в заголовки газет благодаря своему открытию и раскопкам храма долины Менкаура в Гизе. Так что проверить эти невероятные открытия не должно было составить труда, верно? Доступны все отчеты о его раскопках в Гизе, но в них нет ничего даже отдаленно похожего на то, о чем сообщалось в The Sphere. На самом деле, вот статья, которая появилась в Cosmopolitan в 1912 году, в которой он обсуждает Сфинкса лишь в самых общих чертах, не говоря ни о какой сенсационной находке:
Ссылка на pdf файл (английский язык).
Из-за этого большинство интересующихся сразу же отвергают эту статью как выдумку британского таблоида и идут дальше. Но очень интересно, откуда она взялась, и пришлось проделать значительную работу в архивах о происхождении этой статьи. То, что было обнаружено, несколько удивило. Это не было эксклюзивной историей только для The Sphere. Нашлись десятки различных версий этой статьи в англоязычных газетах по всему миру весной 1913 года, причем многие из которых появились раньше знаменитой статьи в The Sphere. В некоторых версиях были небольшие различия, и ни в одной из них не было ставшей знаменитой иллюстрации – которая, похоже, принадлежит The Sphere, – но очевидно, что это была не просто единичная бульварная статья.
Но дальше нашлось кое-что еще более интересное, что, как кажется, никогда не было опубликовано до этого: статью с ответом самого Рейснера в апрельском выпуске бостонской газеты. По всей видимости, газета опубликовала свой вариант этой нашумевшей истории в одном из январских выпусков, и кто-то из друзей или коллег Рейснера поделился ей с ним. В своей аналитической статье он сразу же отвергает эту историю и указывает, что она была получена из ложного сообщения из Египта. Он также отмечает, что в тот сезон даже не проводил раскопок в Гизе, а работал в другом месте:
“Профессор Рейснер отрицает миф о сфинксе.
…Не позволите ли вы мне сделать заявление по поводу назойливого вымысла о раскопках Сфинкса, опубликованного в январе некоторыми американскими и английскими газетами? Я покинул Каир 3 февраля, а с 8 февраля работаю здесь, на северной границе Донголы – по любопытному парадоксу, наиболее удаленной от Египта части…Из-за сомнений относительно моих передвижений моя американская почта за первую половину января дошла до меня только сейчас. Чтение газетных вырезок, содержащих абсурдную историю со сфинксом, заставило другие мои неудобства показаться незначительными. Я полагаю, что эту историю уже не вспомнить, но я хотел бы, чтобы друзья университета и Музея изящных искусств знали правду об этом. Сфинкс не находится в нашей концессии. Я никогда не проводил раскопок ни в Сфинкса; я никогда не собирался проводить раскопки на территории Сфинкса и не собираюсь этого делать. Я не могу представить себе происхождение этой абсурдной истории.”
Эдгар Кейси и Зал летописей
Эдгар Кейси (1877-1945) – американский мистик и медиум, который прославился своей способностью входить в состояние, подобное трансу, и предоставлять информацию по широкому кругу вопросов, включая здоровье, духовность, реинкарнацию и пророчества. Многие его чтения также касались Атлантиды и прошлых жизней его клиентов как атлантов.
Согласно Кейси, Атлантида была высокоразвитой цивилизацией, существовавшей в далеком прошлом и разрушенной катаклизмом около 10 500 лет до нашей эры. Кейси также говорил о Зале летописей, который, по его словам, находится в Египте, недалеко от Великого Сфинкса. Он считал, что в этом зале содержатся знания и история атлантов и что он должен был быть открыт в будущем, когда человечество будет готово принять его учения. Кейси также упоминал, что подобные тайники с летописями были спрятаны на Юкатане и возле Бимини. Интересно, что он также описал Великую пирамиду как храм посвящения, а не как гробницу.
Хотя на протяжении долгих лет существовало множество легенд и рассказов о тайных проходах и камерах под Сфинксом и пирамидами, никто не внес большего вклада в современные спекуляции на эту тему, чем Эдгар Кейси. Он предположил, что сам Сфинкс также был построен атлантами, и что он содержит скрытые камеры и туннели, ведущие к Залу Летописей. Он утверждал, что вход в эту сеть ходов можно найти под правой лапой Сфинкса.
После смерти Кейси его семья и последователи через основанную им организацию, Ассоциацию исследований и просвещения (ARE), продолжали пропагандировать его работу и его чтения, в том числе касающиеся Атлантиды и Зала Летописей. С 1970-х по 90-е годы ARE даже финансировала и спонсировала несколько проектов дистанционного зондирования вокруг Сфинкса в поисках доказательств существования Зала Записей.
Ниже приведен типичный отрывок из лекции Кейси, в которых обсуждается Зал Летописей. Упоминания об Атлантиде в его чтениях начинаются в 1920-х годах, но Зал Записей появляется только в начале 1930-х годов. Это будет важным фактом при дальнейшем обсуждении некоторых оккультных и эзотерических источников на эти темы примерно в то же время. Кроме того, содержание лекций не было доступно людям, не состоящим в Ассоциации исследований и просвещения, до конца 1950-х и начала 60-х годов, когда была опубликована серия брошюр с их учебными пособиями:
“Запись об Атлантиде от начала тех периодов, когда Дух принял форму или начал заключаться в этой земле, и о развитии народов на протяжении всего их пребывания, с записью о первом разрушении и изменениях, произошедших на земле, с записью о путешествиях народов к разнообразной деятельности в других землях, и запись о собраниях всех народов или земель для деятельности в разрушениях, которые стали необходимы с окончательным разрушением Атлантиды и зданиями Пирамиды Посвящения, с тем, кто придет открыть записи, которые являются копиями из затонувшей Атлантиды;
Ибо с изменением он должен подняться в храм снова. Это положение лежит, когда солнце поднимается из вод, линия тени (или света) падает между лапами Сфинкса, который позже был установлен как часовой или страж, и который не может быть введен из соединительных камер из лапы Сфинкса (правой лапы), пока не исполнится время, когда изменения должны быть активными в этой сфере человеческого опыта. Итак, между Сфинксом и рекой”.
Ну, то есть, очень много тумана и фантазий на тему Атлантиды.
Раскопки Эмиля Барайза (1925-1936)
Эмиль Барайз (1874-1942) – французский археолог, известный не только своими раскопками, но и рядом реставраций памятников Египта. Наиболее важным для наших целей является то, что Барайз провел обширные реставрационные работы на Большом Сфинксе Гизы во время своего пребывания на посту директора Департамента древностей Египта в 1920-х и 1930-х годах.
Барайз руководил крупным проектом раскопок на этом месте, в ходе которого были расчищены вековые пески и мусор вокруг Сфинкса и его ограды. Он также провел детальное обследование памятника, создав точные чертежи и планы, которые впоследствии были использованы в реставрационных работах.
Одним из самых значительных вкладов Барайза в восстановление Сфинкса стала его работа по стабилизации корпуса памятника, который был поврежден многовековой эрозией и выветриванием. Он руководил установкой бетонного фундамента под телом Сфинкса, чтобы обеспечить дополнительную поддержку и предотвратить дальнейшее разрушение. Тем не менее, эта реставрационная работа создала много проблем для современных египтологов, и это сыграло свою роль в трудностях, связанных с проблемой выветривания, когда речь идет о датировке сфинкса, о чем мы поговорим чуть позже.
Что еще более важно для данной темы, Барайз также заново открыл, исследовал и отремонтировал несколько отверстий и туннелей в Сфинксе, включая отверстие на спине и отверстие в верхней части головы. Эти два отверстия, в частности, стали предметом многочисленных спекуляций на различных сайтах и популярных каналах YouTube. Он также обнаружил третье отверстие в боку Сфинкса, которое менее известно.
Раскопав и исследовав эти туннели, он приступил к их ремонту с помощью цемента, как он обычно всё и ремонтировал. Хотя он сделал хорошие полевые заметки и большое количество фотографий, особенно для 1920-х годов, он никогда не публиковал надлежащего отчета, и это основная причина того, что эта работа оставалась практически незамеченной в течение многих лет. Но он не сообщил ничего интересного, и все они считаются туннелями мародеров, хотя в некоторых случаях и относятся к давним временам.
Отверстие в макушке головы – самое известное и лучше всего задокументированное. Считается, что первоначально оно предназначалось для крепления короны или какого-то головного убора, но было расширено расхитителями сокровищ в 1800-х годах. Барайз добавил цементную арматуру и металлический люк, которые сохранились до сих пор. Туннель на спине позже был вновь раскопан молодым Марком Лехнером и Захи Хавассом в 1980 году. Насчет того, открывался ли опять боковой проход ничего неизвестно.
Большую часть прошлого века фотографии Барайза, сделанные им во время работы у Сфинкса, хранились в архиве Лако в Париже и были фактически недоступны. Однако несколько лет назад весь массив из нескольких сотен фотографий был добавлен в онлайновую базу данных проекта “Цифровая карта Сфинкса” Американского исследовательского центра в Египте (ARCE), и с ним можно ознакомиться здесь.
Кроме того, здесь находится отличный веб-сайт с обзором всех известных туннелей и отверстий в Сфинксе.
Продолжение здесь.
Читайте также: Почему ни в одном древнем тексте не упоминается Сфинкс?