Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
Роберт Бьювэл – автор и исследователь, наиболее известный своей работой по теории соотношения Ориона, согласно которой три главные пирамиды Гизы представляют собой изображения трех звезд в поясе созвездия Ориона (Осириса для египтян), а южные шахты Великой пирамиды были выровнены с Орионом и Сириусом (Исидой). Впервые Бьювэл предложил основную идею в статье 1989 года, но расширил и популяризировал ее в своей книге 1994 года “Тайна Ориона” (в соавторстве с Адрианом Гилбертом).
Теория предполагает, что древние египтяне были искушенными астрономами, которые намеренно выравнивали пирамиды по звездам, и что камеры и шахты пирамид использовались для проведения церемоний, описанных в Текстах пирамид, которые позволяли умершему фараону стать Осирисом и отправиться в Ам Дуат, загробный мир в ночном небе.
Бьювэл и Гилберт также предположили, что Млечный путь воспринимался как небесный Нил, и что три пирамиды Гизы были расположены относительно Нила таким образом, что это соответствовало положению трех звезд Пояса Ориона относительно Млечного пути в 10 450 году до нашей эры. Этот вывод был сделан с помощью программного обеспечения, которое показало, как выглядело бы ночное небо тысячи лет назад из-за прецессии равноденствий.
В качестве потенциального подтверждения своей гипотезы они также привели дату строительства пирамид и Сфинкса от Эдгара Кейси – 10 450 лет до нашей эры. Однако, поскольку шахты пирамид были выровнены по звездам в 2600 году до н.э., это представляло собой некоторое противоречие. Тогда они решили, что, хотя пирамиды были построены при 4-й династии, их общая планировка была разработана таким образом, чтобы отсылать к Зеп Тепи, Первому времени, когда боги правили Египтом 12 000 лет назад.
Основная предпосылка Бьювэла и Гилберта не была отвергнута большинством египтологов, особенно выравнивание шахт, поскольку эта идея была не совсем новой. Но идея более крупного плана, отражающего ночное небо, встретила большее сопротивление. Теория корреляции Ориона получила широкую аудиторию в 1985 году, когда она была показана в документальном фильме “Великая пирамида: Врата к звездам”, который можно посмотреть здесь:
Если вы посмотрите этот документальный фильм, то, возможно, узнаете голос человека, читающего Тексты пирамид. Он не появляется в кадре, и его роль здесь просто как актера озвучивания, но это никто иной, как Грэм Хэнкок.
Скорее всего, большинство из вас знает, Хэнкок – британский писатель и журналист, который много писал об альтернативных теориях истории и археологии. Он изучал социологию и антропологию в Даремском университете в Англии, а затем работал журналистом в различных газетах и журналах, включая The Economist, The Sunday Times и The Guardian.
Его первая вылазка в мир альтернативной истории началась в 1992 году с публикации его книги “Знак и печать”, в которой он подробно описал свои поиски потерянного Ковчега Завета в Эфиопии. Но именно с книгой “Отпечатки пальцев богов” в 1995 году его имя стало нарицательным. Книга стала настоящим бестселлером и была продана миллионным тиражом. Независимо от того, что вы можете думать о его идеях – а проблемы есть со многими из них – невозможно отрицать влияние, которое оказали “Отпечатки пальцев”. Со времен своего квази-тезки, “Колесницы богов”, четвертью века ранее, ни одна работа не оказывала такого влияния на популярные культурные интерпретации древнего прошлого.
“Отпечатки пальцев” – это огромный том, который, конечно, невозможно охватить в одной статье, но его общий тезис заключается в том, что древняя морская цивилизация ледникового периода, которая была достаточно развита, чтобы составить карту земного шара, была уничтожена в результате катастрофического сдвига полюсов около 10 500 лет до нашей эры. Он предполагает, что эта цивилизация, похожая на Атлантиду (хотя тогда он избегал слова на букву “А”), могла находиться в Антарктиде, которая была свободна ото льда до сдвига полюсов.
Большая часть его тезисов была взята из работы профессора Чарльза Хэпгуда, который популяризировал идею сдвига полюсов, а также идею о том, что средневековые карты и карты эпохи Возрождения содержат древнюю информацию, которая показывает Антарктиду без льда. Он также использовал работы Джорджио де Сантильяны и Герты фон Дехенд, которые утверждали, что знания о прецессии равноденствий восходят гораздо дальше, чем древние греки. Следуя работе Роберта Бьювэла, Хэнкок привел примеры многих древних сооружений по всему миру, которые, по его мнению, выравнивались по определенным звездам около 10 500 лет до нашей эры, если учитывать прецессию. Если вы знаете о Хэнкоке только из его недавнего сериала на Netflix, вам стоит ознакомиться с его предыдущими работами, чтобы увидеть, как его идеи развивались с течением времени.
В рамках этой серии, посвященной Сфинксу, Хэнкок подробно рассматривает гипотезу выветривания Джона Энтони Уэста и Роберта Шоха, которую мы обсуждали в предыдущей статье, а также уделяет много времени теории корреляции Ориона Бьювэла, в частности, идее о том, что планировка плато Гиза может датироваться 10 500 годами до нашей эры, используя прецессию в качестве древних часов времени. К этому моменту Хэнкок, Бьювэл, Вест и Шох уже начали сотрудничать и становились чем-то вроде четырех мушкетеров альтернативной египтологии.
Первая ощутимая демонстрация этого сотрудничества произошла в 1996 году, когда Хэнкок и Бьювэл в соавторстве написали книгу “Послание Сфинкса” (в некоторых странах она называется “Хранитель Бытия”). В основе книги лежала теория корреляции Ориона и идея Уэста о том, что Сфинкс относится к эпохе Льва. Она добавила Сфинкса к общему плану Гизы, первоначально предложенному Бьювэлом. Он утверждал, что так же, как пирамиды были земным представлением Ориона/Осириса, Сфинкс был земным представлением созвездия Льва, и в 10 500 году до н.э. Сфинкс, обращенный на восток, должен был как раз видеть созвездие Льва, восходящее в день весеннего равноденствия.
И хотя это не было главной темой книги, Хэнкок и Бьювэл посвятили целую главу различным версиям о том, что под Сфинксом может быть спрятан Зал записей, ссылаясь на древние и арабские традиции, традиции эзотерических и герметических организаций, а также на показания Эдгара Кейси. В статье также рассказывалось о финансируемых Ассоциацией исследований и просвещения (ARE) попытках египтолога Марка Ленера в 1970-х и 80-х годах проверить показания Кейси и найти Зал Записей – и о том, как отсутствие успеха в этих попытках постепенно превратило Ленера из верующего в скептика.
Кульминация всех этих идей была подытожена в двухсерийном документальном фильме Хэнкока 1998 года “Поиски потерянной цивилизации” и в его журнальном варианте “Небесное зеркало”. Документальный фильм можно посмотреть здесь:
Все это происходило на заре эпохи Интернета, и привело к развитию ряда онлайн-сообществ, в основном групп в Usenet и списков электронной почты, следящих за всеми спорами и дебатами, а также за новостями о текущих проектах в Египте в режиме реального времени.
Это было увлекательное и захватывающее время для всех, кто интересуется древней историей, и особенно альтернативными взглядами на древнюю историю. Но в конце 90-х годов все должно было перевернуться и стать спорным, поскольку начиналась битва за Сфинкса и Зал записей.
Продолжение здесь.
Читайте также: Открытия древних подземных городов по всему миру